Елена Борисова
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Великий праздник День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Обучающие: способствовать осознанию у детей нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий; формировать осознанное отношение к праздничному календарю нашей страны. Расширить представление старших дошкольников о Дне Победы, обобщить знания детей о важном событии нашей истории.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Великий праздник День Победы“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Развивающие: активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры. Развивать образное представление, восприятие, доказательную речь, произвольное внимание.
Воспитательные: воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм, любовь и гордость за свою Родину; продолжать воспитывать любовь к художественному слову; развивать эмоциональную сферу старших дошкольников через прослушивание патриотических песен и рассматривание плакатов военных лет.
Материалы и оборудование: глобус, политическая карта мира, аудиозапись песни «Священная война» В. Лебева – Кумача и А. Александрова; Плакаты «Родина – Мать зовет!» И «Войну – победителю – всенародная любовь», фотографии А. Покрышкина и А. Маресьева; картинки с изображениями военных разных родов войск во время войны, картинки или фотографии, иллюстрирующие жизнь в тылу; препятствие для подвижной игры (кегли – «деревья» мешочки с песком – «кочки на болоте» и др.); счётные палочки, картинки с изображениями военной техники, георгиевские ленты (на каждого ребенка).
Ход ООД
Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель – напротив них за маленьким столом, на котором стоит глобус, а рядом на мольберте – политическая карта мира. Взрослые слегка раскручивают глобус.
Воспитатель. Много на планете Земля разных стран, но есть на нем лишь одна страна, которую мы зовём своей Родиной. Ребята, как эта страна называется.
Дети. Россия.
Воспитатель. Правильно, это Россия. Кто хочет показать на глобусе нашу страну?
Несколько детей по желанию показывают страну на глобусе, воспитатель помогает им показать правильно, медленно обводя границы России.
Воспитатель. Ребята, а какая она, наша Россия?
Дети. Наша страна большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Воспитатель. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Вот как много места на карте занимает территория России! Много в нашей стране природных богатств – это леса, озёра, реки, нефть, газ. Самое большое богатство России – это люди.
На протяжении многих веков были у нашей страны не только друзья, но и враги, которые завидовали нашим богатствам. Таким врагом была фашистская Германия. Рано утром 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда люди еще спали, немецкие войска пересекли нашу границу и без объявления войны напали на нашу страну. Одни люди проснулись от налета вражеской авиации, от взрыва снарядов и бомб. Другие о начале войны услышали по радио. Все встали на защиту своей Родины. Поэт Василий Лебедев – Кумач и композитор Александр Александров сочинили песню «Священная война».
Дети слушают отрывок из песни первый куплет и припев.
Воспитатель. Что вы почувствовали, слушая эту песню?
Дети высказываются, воспитатель внимательно выслушивает и тоже делится своими впечатлениями.
Воспитатель. Все люди – и мужчины и женщины – шли защищать своё Отечество. Многие из них были добровольцами. Что вы слышите в слове «добровольцы»?
Дети. Добро и воля.
Воспитатель. Да ребята, вы правы, добро и воля. Добровольцы – это люди, которые шли на войну добровольно, по своей доброй воле, по своему желанию. Во все времена считалось, что защищать Родину – это долг каждого гражданина.
Но ни только поэты в своих стихах и музыканты своей музыкой призывали людей на фронт. Художники создавали плакаты, и вот один из них. Называется он «Родина – мать зовет!». Как вы думаете почему художники его так назвали?
Дети рассуждают, воспитатель помогает сформулировать: «Родина в образе женщины – матери призывает своих сыновей и дочерей встать на защиту своей страны от врагов».
Воспитатель. Какими качествами должны были обладать люди, шедшие защищать свою Родину?
Дети. Это смелые, отважные, сильные и выносливые люди.
Воспитатель. Да, именно такие люди были готовы защищать Родину и совершать подвиги. Подвиг – это смелый поступок. За совершённые в годы войны подвиги солдаты получали ордена и медали, их называют героями.
Например, «… Летчик – истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолетов – пять, десять, пятнадцать. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед – двадцать, тридцать, сорок. Война приближалась к концу – пятьдесят, пятьдесят пять, пятьдесят девять. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик – истребитель Александр Покрышкин. Стал он Героем Советского Союза. Стал дважды Героем Советского Союза. Стал трижды Героем Советского Союза. Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, Первый трижды герой в стране».
(Рассказ С. Алексеева «Победа будет за нами!»).
Воспитатель показывает детям фотографии Александра Покрышкина.
Далее снятия напряжения педагог предлагает детям поиграть в подвижную игру.
Подвижная игра «Чья рота быстрее построится?»
По всей игровой комнате педагог размещает препятствия (кегли – «Деревья», мешочки с песком – «Кочки на болоте» и др.). По считалке выбирают командира (ему можно надеть пилотку). Дети делятся на три группы с одинаковым числом играющих и строятся в шеренгу.
По команде командира «Вольно!» дети начинают быстро ходить, бегать, перепрыгивать препятствия в разных направлениях. По сигналу командира «Боевая тревога!» Дети бегут на свои места и строятся в шеренгу. Командир отмечает, какая «рота» построилась первой.
Игру можно повторить два – три раза, а по её окончанию дети свободно рассаживаются на ковре и воспитатель продолжает беседу.
Воспитатель. Та территория, на которой шли бои, называется фронт, а та территория, которая остается позади фронта, называется тыл. На фронте воевали мужчины, женщины. Мужчины были командирами, танкистами, пехотинцами, летчиками, связистами, саперами, моряками, разведчиками. (воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинки с изображениями военных людей разных родов войск). Дети, а кем на фронте были женщины?
Дети. Врачами, медсестрами.
Воспитатель. Конечно, женщины в первую очередь были на войне медсестрами. Послушайте рассказ Льва Кассиля «Сестра». (Воспитатель читает рассказ «Сестра»).
Воспитатель. Понравился вам дети рассказ?
Дети. Да, очень.
Воспитатель. А какие чувства он у вас вызвал?
Дети. Сначала страх за солдата, что его ранили, а помочь не кому. Потом удивление, что молодая девушка приползла к нему на помощь, и радость, гордость за то, что сестричка спасла солдата.
Воспитатель. Молодцы, дети! Внимательно слушали рассказ.
Игра «Военная профессия».
Воспитатель. Давайте сейчас поиграем в игру «Военная профессия». Я буду называть вам профессии, а вы – внимательно слушать и называть мне из услышанных только военную профессию, например: «Водитель, повар, моряк, маляр.»
Дети: Моряк.
Воспитатель проводит игру далее.
Воспитатель. Люди, которые не могли воевать, - пожилые люди и дети – оставались в тылу и помогали фронту: шили одежду, изготавливали боеприпасы, военную технику, выращивали хлеб.
Рассказ педагог сопровождает показом иллюстрации.
Затем воспитатель предлагает детям пройти за столы, на которых приготовлены счетные палочки и образцы военной техники (танк, самолет, корабль). Педагог предлагает ребятам выложить из палочек технику на выбор и по образцу.
Когда все дети справятся с заданием, они снова возвращаются на ковер. Беседа продолжается.
Воспитатель. Своим родным и близким солдаты с фронта писали письма. Только они не клали их в конверт, а складывали треугольником. Во многих семьях такие письма хранятся до сих пор как семейная реликвия. День, когда закончилась война, считается Днем Победы. Его называют великим праздником. В этот день, девятого мая, люди ходят на парад Победы, поздравляют ветеранов, посещают Вечный огонь, кладут цветы на могилы солдат и к подножию памятников. А ещё люди прикрепляют к одежде символ памяти о войне – георгиевскую ленту, на которой черная полоска означает дым, а оранжевая – огонь. Я хочу каждому из вас подарить георгиевскую ленточку, а когда пойдете на парад, то попросите родителей прикрепить её к вашей одежде.
Воспитатель раздает детям ленточки.