Приложение МААМ

Организованная образовательная деятельность «Мой край — Башкортостан» по образовательной области «Познавательное развитие»

Олина Калиева
Организованная образовательная деятельность «Мой край — Башкортостан» по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Организованная образовательная деятельность по образовательной

области «Познавательное развитие» в старшей группе

«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - БАШКОРТОСТАН»

Цель: Формировать представления об истории, культуре, быте, национальных традициях народов Республики Башкортостан.

Задачи:

Публикация «Организованная образовательная деятельность „Мой край — Башкортостан“ по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах

Образовательные : Формировать знания о Республике Башкортостан, о традициях башкирского народа и народов, проживающих на территории РБ. Расширять представления о родной республике Башкортостан, ее истории, культуре, быте, традициях. Закрепить знания о национальном герое Салавате Юлаеве.

Развивающие : Продолжить формировать интерес к своему краю.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей родине, воспитывать патриотические чувства, интерес к культуре Башкортостана.

Оборудование: флаг РБ, герб РБ, иллюстрации с изображением президента РБ, родословное древо, рисунки на тему «Мой край - родной Башкортостан», предметы домашней утвари башкирского народа : паласы, полотенца, башкирская одежда, подушки, сундук, посуда, куклы в национальных костюмах, аудиозапись башкирских мелодий, презентация к занятию.

Предварительная работа: Беседа об истории и традициях, культуре народов Башкортостана, рассматривание альбомов с фотографиями по истории Башкортостана, разучивание народных русских, марийских, башкирских народных загадок, пословиц, игр, чтение сказок народов Республики Башкортостан, участие в национальных праздниках «Сабантуй», «Масленица», знакомство с декоративно-прикладным искусством народов РБ, разучивание башкирских песен, танцев.

Ход ООД:

Дети входят в зал под народную башкирскую мелодию и встают около стульчиков. (слайд 1)

- Сегодня у нас не совсем обычная встреча. К нам в гости пришли башкирская красавица Айгуль и молодой джигит Айдар.

Айдар:

- Каждый из нас называет Башкортостан своей родиной. Но этого мало! Свою республику надо любить, знать традиции своего народа, беречь свой край. (слайд 2)

Айгуль:

- И мы пришли посмотреть и послушать, много ли вы знаете о своей республике Башкортостан.

Ребенок читает стихотворение:

Край родной Башкирия,

Ты мой светлый рай

Там, где зорька алая

Гомон птичьих стай

Здесь природа чудная

И суровость зим,

Край родной Башкирия

Ты – неповторим!

Воспитатель:

- (слайд 3) Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей республики, на что похожа наша Республика? ….)

Воспитатель: Одни сравнивают его с человеческим сердцем, другие – с ладонью дружественной руки. А народный поэт Башкортостана Мустай Карим назвал нашу республику зеленым листком березы России.

Воспитатель:

- Расскажите и покажите, что есть на карте Башкортостана?

Дети:

- На карте республики – наша столица – город Уфа.

- Наш родной город Бирск.

- На карте Башкортостана голубым цветом нарисованы реки и озера. Самая большая река нашей республики – Белая, а по башкирски - Агидель.

- Зеленым цветом нарисованы на карте леса, коричневым – горы.

Айгуль:

- Как вы думаете, почему наша республика называется Башкортостан?

Дети:

- Республика Башкортостан называется, потому что раньше всех на этой земле поселились башкиры. Они являются коренными жителями.

Воспитатель:

- История слова «БАШКОРТ». Оно составлено из двух слов: «баш» - голова, т. е. главный, «корт» переводится «пчела». Это толкование связано с поклонением башкирской пчеле и с историческим древним занятием пчеловодством и бортничеством.

Айдар:

- Башкиры известны как пчеловоды, опытные животноводы. Постоянно кочевали, и им нужно было жилье, которое легко собирается и разбирается. Может кто-нибудь знает, как называется башкирское жилище?

Дети:

- Древнее жилище башкир называлось юрта.

Воспитатель:

- Правильно. Юрта, а по башкирски тирмэ (слайд 4).

Воспитатель:

- Посмотрите на слайд, юрта была сделана из деревянного каркаса и покрывалась плотной тканью, сделанная из кожи и шерсти. В ней было тепло. А как вы думаете, что было внутри?

Дети:

- Самовар, посуда, одежда, паласы.

Воспитатель:

- Обратите внимание, в зале мы попытались создать обстановку, что находилось в юрте. Постарайтесь, объяснить их назначение. (слайд 5)

Дети:

- В юрте было просторно, уютно, не было никакой мебели, кроме сундука. В нем хранили одежду, посуду. Пол выстилали коврами, паласами. Украшали юрту праздничной одеждой, вышитыми полотенцами. Посуда была деревянная.

Воспитатель:

- А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку «Выделывание ковра». (Дети встают в круг и под башкирскую мелодию проводят физкультминутку.)

Воспитатель:

- Прекрасна природа нашего края, красивы города и села, богаты недра республики. Но главное богатство – это люди. Здесь проживает много национальностей – все они дружны. Какие народы живут в Башкортостане? (слайд 6)

Дети:

- В Башкортостане живут : русские, башкиры, татары, марийцы, чуваши, удмурты, украинцы.

Воспитатель:

- Я предлагаю сыграть в игру «Одень куклу». Предлагаю одному ребенку одеть куклу в башкирский костюм на магнитном мольберте, второй ребенок одевает в русский национальный костюм и работает за компьютером.

Воспитатель:

- Назовите из каких отдельных предметов (частей) состоит женский костюм?

Дети:

- У русского народного костюма: кофта-рубаха, сарафан, душегрейку, кокошник. У башкирского народного костюма : платье, камзол, головной убор - кашмау, сапоги (сарык).

Воспитатель:

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

Воспитатель:

- У каждой семьи есть свои корни. Чтобы знать и чтить их в башкирских семьях составлялась родословная - «шежере», так можно знать своих предков до седьмого поколения. (слайд 7) На что оно похоже?

Дети:

- Оно похоже на дерево, большое и могучее.

Воспитатель:

- Вы с папами и мамами тоже составили свою родословную. Кто хочет о ней рассказать?

(Рассказ 2 детей о своей родословной).

Воспитатель:

- Спасибо за интересный рассказ. Вы очень любите свою семью, относитесь к своим родным с нежностью.

Воспитатель:

- Я знаю башкирскую пословицу о семье : «Дерево хоть в несколько стволов растет, корень один имеет». Чтите свои семейные традиции и помните свои корни. Издавна башкирский народ слагал сказки, легенды, пословицы, поговорки. Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете башкирские пословицы. (слайд 8) Закончите начатую мной башкирскую пословицу :

1 Человек без книги - (как пчела без цветка)

2 Сначала слушать научись (говорить потом берись)

3 Хоть много знаешь, (мало говори)

4 Кто делает спешно, (тот делает дважды)

5 Отчий дом - (золотая колыбель)

6 Отложенное дело … (покрывается снегом)

7 Не надейся на силу, (надейся на ум)

8 Краса земли в траве, (краса людей в труде)

Айгуль:

- Молодцы, знаете башкирские пословицы.

Воспитатель:

-Но наша республика славится и поэтами. А вот послушайте, стихотворение Салавата Юлаева: (слайд 9)

Ребенок:

Башкортостан, син безнен

Туган, уснен илебез,

Бизге икмек, ой бирген.

Суын эскен еребез.

- В этом стихотворении говорится о любви к родному краю, о ее красоте.

Воспитатель:

- Салават Юлаев в своих стихах, песнях воспевал Родину. Что вы знаете о нем?

Дети:

- Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа, поэт, воин.

Воспитатель:

- А сейчас, поиграем в игру «Собери из частей целое». Двое детей работают на мольберте и один за компьютером. Предлагаю собрать картинку из отдельных частей. То, что у вас получится на картинке, это будет подсказка, что связано с именем Салавата. Кто работает, за компьютером перетаскивает фрагменты изображения с помощью мышки.

- Марсель, у тебя, что получилось на картинке.

- Ильвир, какая картинка у тебя?

Воспитатель:

- Молодцы, правильно все сделали.

- А еще, что названо именем Салавата?

Дети:

- Его именем назван город Салават, его именем названы улицы. Он изображен на гербе РБ на фоне восходящего солнца. Он живет в народных сказаниях, легендах, песнях.

Воспитатель:

- Снят фильм Степаном Злобиным «Салават Юлаев», написана опера Загиром Исмагиловым «Салават Юлаев», учреждается премия имени Салавата за лучшие произведения литературы, искусства.

Воспитатель:

- Салават очень любил наблюдать за красотой родного края, его горами, лесами. Любил слушать мелодии курая. Сейчас мы с вами тоже послушаем звучание курая. Послушайте и подумайте, как звучит мелодия, что вам под нее представляется? (слайд10)

(Включается видеозапись.)

Воспитатель:

- Как звучит мелодия?

Дети:

- Мелодия звучит волшебно, сказочно, необычно.

Воспитатель:

- Что вы представили себе под звуки курая?

Дети:

- Курай может подражать шелесту травы, шуму ветра, звуками отражать боль и радость жизни.

Воспитатель:

- У башкир любое событие, будь то свадьба, рождение ребенка, проводы сопровождалось протяжной мелодией курая. Как известно, башкирский народ славится своим гостеприимством. Какие правила гостеприимства вы знаете?

Дети:

- Гостей нужно встречать радушно, выходить на встречу, обращаться с вежливыми словами, приглашать на почетное место, угощать башкирским национальным блюдом, а еще ароматным душистым медом. (слайд11)

Воспитатель:

- Я предлагаю поиграть в игру «Угости куклу». Предлагаю двум детям разложить картинки башкирских и русских национальных блюд к куклам. Куклу Таню угостим башкирскими блюдами, куклу Гузель угостим русскими национальными блюдами.

Воспитатель:

- Ева, какими блюдами ты угощала куклу Гузель.

- Маша, а ты какими блюдами угощала?

Дети:

- Куклу Таню угостила ча-чаком, вак беляшом, кыстыбый. Куклу Гузель угощала куличом, блинами, пельменями.

Воспитатель:

- И сегодня гостья Айгуль и Айдар угостят вас башкирским национальным блюдом чак-чак.

Анализ:

Воспитатель:

- О чем мы сегодня говорили?

Дети:

- О родном крае, о родословной, играли в игры…

Воспитатель:

- Какие игры вам больше понравились?

- Лира, как ты думаешь, ты справилась со всеми заданиями или что-то показалось тебе трудным.

- Руслан, чей ответ тебе на занятии понравился и почему?

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие»Организация предметно-развивающей среды по образовательной области «Познавательное развитие» .

Конспект ИОС в образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «В гостях у трех медведей»Конспект ИОС в образовательной области «Познавательное развитие» по ФЭМП «В гостях у трех медведей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ.

«В гости к Солнышку». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: дать детям понятие о значении Солнца для жизни на земле, показать зависимость всех живых организмов от солнечного тепла. Задачи: 1.

Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе в образовательной области «Познавательное развитие»Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе в образовательной области «Познавательное развитие» Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие».Интегрированные области: познание,.

Конспект образовательной области «Познавательное развитие» по окружающему миру «Удивительное животное»Конспект образовательной области «Познавательное развитие» по окружающему миру «Удивительное животное» Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" высшей квалификационной категории.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Программное содержание: учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат); учить детей соотносить.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Сентябрь 1. Тема: «Детский сад» Поговорить с детьми о Дне знаний. О том почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают»,.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе Сентябрь 1 неделя Занятие 1 Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)» Программное содержание: Поговорить с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность «Мой край — Башкортостан» по образовательной области «Познавательное развитие»
Опубликовано: 27 марта 2023 в 21:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организованная образовательная деятельность «Мой край — Башкортостан» по образовательной области «Познавательное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Олина Калиева (УИ 813390) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД