Олина Калиева
Организованная образовательная деятельность «Мой край — Башкортостан» по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по образовательной
области «Познавательное развитие» в старшей группе
«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - БАШКОРТОСТАН»
Цель: Формировать представления об истории, культуре, быте, национальных традициях народов Республики Башкортостан.
Задачи:
Публикация «Организованная образовательная деятельность „Мой край — Башкортостан“ по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные : Формировать знания о Республике Башкортостан, о традициях башкирского народа и народов, проживающих на территории РБ. Расширять представления о родной республике Башкортостан, ее истории, культуре, быте, традициях. Закрепить знания о национальном герое Салавате Юлаеве.
Развивающие : Продолжить формировать интерес к своему краю.
Воспитательные: Воспитывать любовь к своей родине, воспитывать патриотические чувства, интерес к культуре Башкортостана.
Оборудование: флаг РБ, герб РБ, иллюстрации с изображением президента РБ, родословное древо, рисунки на тему «Мой край - родной Башкортостан», предметы домашней утвари башкирского народа : паласы, полотенца, башкирская одежда, подушки, сундук, посуда, куклы в национальных костюмах, аудиозапись башкирских мелодий, презентация к занятию.
Предварительная работа: Беседа об истории и традициях, культуре народов Башкортостана, рассматривание альбомов с фотографиями по истории Башкортостана, разучивание народных русских, марийских, башкирских народных загадок, пословиц, игр, чтение сказок народов Республики Башкортостан, участие в национальных праздниках «Сабантуй», «Масленица», знакомство с декоративно-прикладным искусством народов РБ, разучивание башкирских песен, танцев.
Ход ООД:
Дети входят в зал под народную башкирскую мелодию и встают около стульчиков. (слайд 1)
- Сегодня у нас не совсем обычная встреча. К нам в гости пришли башкирская красавица Айгуль и молодой джигит Айдар.
Айдар:
- Каждый из нас называет Башкортостан своей родиной. Но этого мало! Свою республику надо любить, знать традиции своего народа, беречь свой край. (слайд 2)
Айгуль:
- И мы пришли посмотреть и послушать, много ли вы знаете о своей республике Башкортостан.
Ребенок читает стихотворение:
Край родной Башкирия,
Ты мой светлый рай
Там, где зорька алая
Гомон птичьих стай
Здесь природа чудная
И суровость зим,
Край родной Башкирия
Ты – неповторим!
Воспитатель:
- (слайд 3) Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей республики, на что похожа наша Республика? ….)
Воспитатель: Одни сравнивают его с человеческим сердцем, другие – с ладонью дружественной руки. А народный поэт Башкортостана Мустай Карим назвал нашу республику зеленым листком березы России.
Воспитатель:
- Расскажите и покажите, что есть на карте Башкортостана?
Дети:
- На карте республики – наша столица – город Уфа.
- Наш родной город Бирск.
- На карте Башкортостана голубым цветом нарисованы реки и озера. Самая большая река нашей республики – Белая, а по башкирски - Агидель.
- Зеленым цветом нарисованы на карте леса, коричневым – горы.
Айгуль:
- Как вы думаете, почему наша республика называется Башкортостан?
Дети:
- Республика Башкортостан называется, потому что раньше всех на этой земле поселились башкиры. Они являются коренными жителями.
Воспитатель:
- История слова «БАШКОРТ». Оно составлено из двух слов: «баш» - голова, т. е. главный, «корт» переводится «пчела». Это толкование связано с поклонением башкирской пчеле и с историческим древним занятием пчеловодством и бортничеством.
Айдар:
- Башкиры известны как пчеловоды, опытные животноводы. Постоянно кочевали, и им нужно было жилье, которое легко собирается и разбирается. Может кто-нибудь знает, как называется башкирское жилище?
Дети:
- Древнее жилище башкир называлось юрта.
Воспитатель:
- Правильно. Юрта, а по башкирски тирмэ (слайд 4).
Воспитатель:
- Посмотрите на слайд, юрта была сделана из деревянного каркаса и покрывалась плотной тканью, сделанная из кожи и шерсти. В ней было тепло. А как вы думаете, что было внутри?
Дети:
- Самовар, посуда, одежда, паласы.
Воспитатель:
- Обратите внимание, в зале мы попытались создать обстановку, что находилось в юрте. Постарайтесь, объяснить их назначение. (слайд 5)
Дети:
- В юрте было просторно, уютно, не было никакой мебели, кроме сундука. В нем хранили одежду, посуду. Пол выстилали коврами, паласами. Украшали юрту праздничной одеждой, вышитыми полотенцами. Посуда была деревянная.
Воспитатель:
- А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку «Выделывание ковра». (Дети встают в круг и под башкирскую мелодию проводят физкультминутку.)
Воспитатель:
- Прекрасна природа нашего края, красивы города и села, богаты недра республики. Но главное богатство – это люди. Здесь проживает много национальностей – все они дружны. Какие народы живут в Башкортостане? (слайд 6)
Дети:
- В Башкортостане живут : русские, башкиры, татары, марийцы, чуваши, удмурты, украинцы.
Воспитатель:
- Я предлагаю сыграть в игру «Одень куклу». Предлагаю одному ребенку одеть куклу в башкирский костюм на магнитном мольберте, второй ребенок одевает в русский национальный костюм и работает за компьютером.
Воспитатель:
- Назовите из каких отдельных предметов (частей) состоит женский костюм?
Дети:
- У русского народного костюма: кофта-рубаха, сарафан, душегрейку, кокошник. У башкирского народного костюма : платье, камзол, головной убор - кашмау, сапоги (сарык).
Воспитатель:
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель:
- У каждой семьи есть свои корни. Чтобы знать и чтить их в башкирских семьях составлялась родословная - «шежере», так можно знать своих предков до седьмого поколения. (слайд 7) На что оно похоже?
Дети:
- Оно похоже на дерево, большое и могучее.
Воспитатель:
- Вы с папами и мамами тоже составили свою родословную. Кто хочет о ней рассказать?
(Рассказ 2 детей о своей родословной).
Воспитатель:
- Спасибо за интересный рассказ. Вы очень любите свою семью, относитесь к своим родным с нежностью.
Воспитатель:
- Я знаю башкирскую пословицу о семье : «Дерево хоть в несколько стволов растет, корень один имеет». Чтите свои семейные традиции и помните свои корни. Издавна башкирский народ слагал сказки, легенды, пословицы, поговорки. Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете башкирские пословицы. (слайд 8) Закончите начатую мной башкирскую пословицу :
1 Человек без книги - (как пчела без цветка)
2 Сначала слушать научись (говорить потом берись)
3 Хоть много знаешь, (мало говори)
4 Кто делает спешно, (тот делает дважды)
5 Отчий дом - (золотая колыбель)
6 Отложенное дело … (покрывается снегом)
7 Не надейся на силу, (надейся на ум)
8 Краса земли в траве, (краса людей в труде)
Айгуль:
- Молодцы, знаете башкирские пословицы.
Воспитатель:
-Но наша республика славится и поэтами. А вот послушайте, стихотворение Салавата Юлаева: (слайд 9)
Ребенок:
Башкортостан, син безнен
Туган, уснен илебез,
Бизге икмек, ой бирген.
Суын эскен еребез.
- В этом стихотворении говорится о любви к родному краю, о ее красоте.
Воспитатель:
- Салават Юлаев в своих стихах, песнях воспевал Родину. Что вы знаете о нем?
Дети:
- Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа, поэт, воин.
Воспитатель:
- А сейчас, поиграем в игру «Собери из частей целое». Двое детей работают на мольберте и один за компьютером. Предлагаю собрать картинку из отдельных частей. То, что у вас получится на картинке, это будет подсказка, что связано с именем Салавата. Кто работает, за компьютером перетаскивает фрагменты изображения с помощью мышки.
- Марсель, у тебя, что получилось на картинке.
- Ильвир, какая картинка у тебя?
Воспитатель:
- Молодцы, правильно все сделали.
- А еще, что названо именем Салавата?
Дети:
- Его именем назван город Салават, его именем названы улицы. Он изображен на гербе РБ на фоне восходящего солнца. Он живет в народных сказаниях, легендах, песнях.
Воспитатель:
- Снят фильм Степаном Злобиным «Салават Юлаев», написана опера Загиром Исмагиловым «Салават Юлаев», учреждается премия имени Салавата за лучшие произведения литературы, искусства.
Воспитатель:
- Салават очень любил наблюдать за красотой родного края, его горами, лесами. Любил слушать мелодии курая. Сейчас мы с вами тоже послушаем звучание курая. Послушайте и подумайте, как звучит мелодия, что вам под нее представляется? (слайд10)
(Включается видеозапись.)
Воспитатель:
- Как звучит мелодия?
Дети:
- Мелодия звучит волшебно, сказочно, необычно.
Воспитатель:
- Что вы представили себе под звуки курая?
Дети:
- Курай может подражать шелесту травы, шуму ветра, звуками отражать боль и радость жизни.
Воспитатель:
- У башкир любое событие, будь то свадьба, рождение ребенка, проводы сопровождалось протяжной мелодией курая. Как известно, башкирский народ славится своим гостеприимством. Какие правила гостеприимства вы знаете?
Дети:
- Гостей нужно встречать радушно, выходить на встречу, обращаться с вежливыми словами, приглашать на почетное место, угощать башкирским национальным блюдом, а еще ароматным душистым медом. (слайд11)
Воспитатель:
- Я предлагаю поиграть в игру «Угости куклу». Предлагаю двум детям разложить картинки башкирских и русских национальных блюд к куклам. Куклу Таню угостим башкирскими блюдами, куклу Гузель угостим русскими национальными блюдами.
Воспитатель:
- Ева, какими блюдами ты угощала куклу Гузель.
- Маша, а ты какими блюдами угощала?
Дети:
- Куклу Таню угостила ча-чаком, вак беляшом, кыстыбый. Куклу Гузель угощала куличом, блинами, пельменями.
Воспитатель:
- И сегодня гостья Айгуль и Айдар угостят вас башкирским национальным блюдом чак-чак.
Анализ:
Воспитатель:
- О чем мы сегодня говорили?
Дети:
- О родном крае, о родословной, играли в игры…
Воспитатель:
- Какие игры вам больше понравились?
- Лира, как ты думаешь, ты справилась со всеми заданиями или что-то показалось тебе трудным.
- Руслан, чей ответ тебе на занятии понравился и почему?