Анастасия Чувашова
Организованная образовательная деятельность «Былину читай да на ус мотай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Былину читай, да на ус мотай»
Цель: продолжить знакомство с понятием «былина», «пословица», «богатырская потешка» и т. п. ; сформировать понятие о том, какими качествами обладали богатыри, кому и как служили; учить детей поддерживать беседу, обогатить словарный запас, активизировать в речи слова, обозначающие названия богатырских доспехов, оружия; упражнять в пересказе эпизодов былины с помощью картинок; упражнять в умении чувствовать и определять настроение былинных героев и подбирать соответствующую пиктограмму; развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений; прививать интерес к устному народному творчеству; закрепить знания об основных событиях и героях былин; на примере былинных героев формировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности. воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Былины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Интеграция образовательных областей:- формирование целостной картины мира
-коммуникация
-музыка
-физическая культура
-изобразительная деятельность
-чтение художественной литературы
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Вступительное слово воспитателя «Определение понятия «былина»:«Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы сегодня не на почетный пир, а на беседу добрую, да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались!
«Былину читай, да на ус мотай!» гласит русская народная пословица. Именно так и называется наша сегодняшняя встреча. Мы сегодня поговорим о былинах, закрепим знания об основных событиях и героях былин. Я уверена, что сегодняшняя встреча навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы уже знакомы, и о которых мы сегодня еще раз вспомним, будут сопровождать вас всю жизнь.
Что же такое «былина» и чем же она отличается от «сказки»?
(ответы детей)
Это художественное произведение, в нем много необычного, неожиданного, невероятного, удивительного. Это и сказка и быль одновременно, и песня и стих, и просто рассказ. Но отличаются былины от сказок тем, что былины пели сказители под гусли, а сказки рассказывали, былинные герои существовали на самом деле.
Кто же сочинил эти удивительные истории? (ответы детей) Народ! Это было очень давно, когда наша Родина – Россия называлась Русь. Тогда люди не умели писать, поэтому былины заучивали наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Сказителями называли тех, кто рассказывал былины. Сказитель так говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Поэтому слава о подвигах богатырей как о защитниках Русской земли из глубокой старины дошла до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.»
II. Определение понятия «богатырь»Воспитатель: «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри? Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Словом – это герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
Стихотворением – дети расскажите стихотворение, которое мы с вами учили о богатырях.
1) Дети (4 ребенка по две строчки) рассказывают стихотворение: Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
2) Беседа с детьми о знакомых им богатырях и их подвигах с показом иллюстраций из былин.
3) Игра «Топают ножки, хлопают ладошки – Качества богатырей»Воспитатель: «Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие качества. Какие? (Ответы детей: сила, воля, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость). Молодцы! Именно такими были богатыри! Богатыри разные, но человеческие качества у них похожи. Давайте поиграем: я буду перечислять разные качества, и если они подходят к богатырям, вы хлопаете в ладоши. А если, по вашему мнению. Это качество не подходит – топаете ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий.
III. Чтение пословиц и поговорок о смелости и отваге, силе и хитрости
Воспитатель: «Во все времена люди обращались к образу богатырей. Особенно часто мы встречаемся с «богатырской» темой в устном народном творчестве. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о смелости и отваге, силе и хитрости русских воинов? (Ответы детей) Давайте я вам помогу вспомнить, буду говорить начало пословицы или поговорки, а вы конец. Слушайте внимательно!»
Кто смел, тот и цел.
Смелость города берет.
Богатырь ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Кто смел, тот на коня сел.
Храбрый побеждает, а трус погибает.
Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Воспитатель: «Особенно мне понравилась последняя пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что она означает? (ответы детей)
Воспитатель подводит итог ответам детей: «Смысл этой пословицы в том, что не важно из какой ты семьи, богатый ты или бедный, но если твои дела добрые, направлены на защиту Родины, слабых, детей и матерей, помощь бедным и нуждающимся, то это поистине мужественный, «богатырский» поступок, достойный славы и почести! Давайте вспомним наших богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Все они разного рода, из разных семей: Илья Муромец – простой крестьянский сын, Добрыня Никитич - из знатной, богатой семьи, а Алеша Попович – сын попа, но все они достойны славы, так как их подвиги были благородными!»
IV. Рассказ воспитателя о дубе на Руси. Воспитатель: «Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Посмотрите на эти картинки, здесь изображены разные деревья. Покажите, где изображен дуб?»
1) (демонстрация воспитателем изображения деревьев среди которых нарисован дуб. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДЕРЕВЬЯ»)- Как вы думаете, почему именно дуб почитался на Руси? (ответы детей)
- «Он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, он давал силу людям. Он огромный, могучий, сильный, как богатырь! Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли – сохранился до сих пор с тех далёких времен наших предков. Давайте и мы поклонимся дубу, предлагаю вам игру-хоровод «Дуб-дубок»
2) Игра – хоровод «Дуб – дубок»
У нас рос дубок - вот таков Сидя на корточках, медленно поднимаются, тянут руки вверх
Корень его – да вот так глубок! Наклоняются вниз, показывая корень
Листья да его – вот так широки! Разводят руки в стороны
Ветки да его – вот так высоки! Тянут руки вверх
- Ах, ты дуб-дубок, ты могуч! Сгибают руки в локтях, показывают силу
На ветру, ты дубок, скрипуч! Покачивают руками
Дай мне силы, отваги, добра! Рука на сердце
Чтобы землю родную защищать от врага! Эх дуб – дубок ты таков! Хороводные движения по круги, взявшись за руки.
(Демонстрация плаката дуба с приклеен
3) Задания от дуба. (плакат с приклеенными листочками, на которых написаны задания)
Воспитатель: «На нашем дубе листочки не простые, на них задания для ребят, которые о былинах и героях все знать хотят! Наверное, это для вас, ребята! Ведь вы хотите с былинами поиграть? Будем мы листок срывать и задание выполнять!»
Выходит один ребенок к плакату с нарисованным дубом, срывает понравившийся ему листок, на котором с помощью условного обозначения, картинки предложено задание. Воспитатель вместе с детьми выполняют задание. После выполненного задания следующий ребенок выходит к плакату и срывает другой листок. И так пока все листочки с заданиями не оборвут с плаката.
V. ЗАДАНИЯ
1) Рассматривание картины Васнецова В. М. «Богатыри» (на листочке изображение картины)Воспитатель: «Ребята, подвиги героев отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». Давайте ее рассмотрим».
Беседа по вопросам:
- Кто изображен на картине? (Три богатыря)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)
- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый, опытный богатырь)
- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
- Расскажите о нем. (Он из богатой семьи. Одежда у него даже богаче, чем у других богатырей)
- Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович. Он самый молодой из этих богатырей)
- Какими качествами обладал Алеша попович? (Смелостью, хитростью, смекалкой)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль. Не видать ли где врагов)
- Что охраняют богатыри? (Землю Русскую)
Описание картины воспитателем:
- «А знаете почему у богатырей с картины такие имена? Илья Муромец – из города Мурома, Алеша Попович – сын попа, Добрыня Никитич – очень добрый человек. Главным другом богатырей был конь. Обратите внимание, кони под стать своим хозяевам: огромные, сильные, могучие. Давайте вспомним: у Ильи Муромца коня звали «Бурушка-косматушка». Он тяжелый, с густой косматой гривой, украшен золотою уздою. Добрыня Никитич имел белого доброго коня, стройного, красивого. От плетки у коня Добрыни силушки прибавлялись, начинал он «высоко скакать, за версту камешки откидывать». Алеше Поповичу отец дал богатырского коня. «Обрядил он своего коня по-княжески: седло черкасское, подпруга шелковая, узда золоченая».
- Еще раз давайте внимательно посмотрим на картину, поговорим как художник изображает героев с помощью художественно-выразительных средств. Старший среди них - Илья Муромец (изображен посередине). Он прославился своими победами над татарами, над Соловьем-Разбойником. Его умные глаза пристально и сурово всматриваются вдаль. Крупная, сильная фигура закована в кольчугу. Он с легкостью поднимает на руке тяжелую железную палицу. Уверенностью в победе пронизан образ Добрыни Никитича (изображен по правую руку от Ильи Муромца). Он стройнее и моложе, чем Илья, более гибок и подвижен, но с тою же решительностью и твердостью готов выступить в бой - правая его рука уже обнажает меч. Мягче написан Алеша Попович. Он хитер, смекалист, но на картине он задумчив. Лук Алеша положил на голову коня и словно вслушивается в звуки природы. Широкая, покрытая ковылем, каменистая степь гармонирует с фигурами своей суровой, холодной красотой, холмы с отлогими склонами замыкают задний план картины, как крепостная стена, как бы намекая на неприступность границ земли Русской.
- Понравилась ли вам картина и чем?
2) Музыкальная загадка (нарисованы на листочке ноты)
Звучит в записи фрагмент из оперы «Садко». Дети слушают и называют былину. Далее проводится беседа-тестирование по былине «Садко»:
Вопросы и варианты ответов:
1. В каком городе жил садко? (В Изумрудном, Великом Новгороде, городе Мастеров)
2. На берег какого озера часто приходил Садко? (Молочного с кисельными берегами, Лебединого, озера Ильмень)
3. Кого встретил Садко на озере? (Озерного царя, водолаза, русалку)
4. Каким ремеслом стал заниматься Садко в Новгороде? (Печь пироги, чинить самовары, продавать товары)
5. Куда решил отправиться Садко с дружиной? (За границу, за московскими товарами, загорать)
6. Куда попал Садко в бурю? (На другой корабль, на дно морское, на пляж)
7. Почему морской царь отпустил Садко домой? (Сжалился, тот сам сбежал, Садко отдал ему свои гусли)
3. Динамическая пауза «Мы теперь богатыри» (на листке нарисован мальчик, занимающийся физкультурой)Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
4. Одежда богатыря (на листочке нарисована рубаха богатыря)
Воспитатель «Одежда богатыря считалась его оберегом, она защищала его от погибели. Скажите, знаете ли вы во что одевались богатыри?»
(Воспитатель показывает на картине богатырские доспехи, а дети должны правильно их назвать)
Шлемы были куполообразной формы – защищали голову воинов, сделаны из металла. Его украшали узором, а кто был побогаче украшали позолотой, серебряными пластинами. Шею воина укрывала сетка - бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга – железная рубашка. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча.
5. Оружие воинов – богатырей (на листочке нарисован меч)Дети показывают и называют игрушки: меч, лук со стрелами, палицу и т. п.
Меч был главным оружием богатырей, его называли булава.
Лук, колчан со стрелами, копье, палица – массивная дубина с утолщенным концом, утыканным большими железными гвоздями, щиты имели обычно круглую форму.
6. Богатырская потешка (на листочке нарисована книжка)Воспитатель просит рассказать наизусть выученную потешку.
Если богатырь на страже –
Может быть уверен каждый:
От врагов защищена
Наша матушка-земля!
7. Игра «Подбери пиктограмму» (на листочке нарисованы пиктограммы эмоции)
Воспитатель: «Сейчас я вам зачитаю небольшой диалог из былины, вы должны угадать ее название»
Василий Микулович: Что-то невесело у тебя на пиру, Князь! Не музыканты играют – собаки воют!
Князь: Так нет других!
Василий Микулович:(с крайним удивлением): Как нет? А слыхал я, будто в сыром погребе у тебя томится знатный гусляр Ставр Годинович!
Князь: Не прогневайся! Будет тебе знатный гусляр! (Обращается к входящему Ставру) Ставр, будь ласков, позабавь гостя!
Ставр: Я играю для души, а не из-под палки, не буду тебе играть!
Василий Микулович: Али ты не узнал меня, Ставр Годинович?
Ставр: Нечего мне тебя узнавать, гость чужеземный!
Василиса Микулична (разоблачаясь): А теперь узнал меня?
Ставр: Василиса! Ты ли это? А где твоя коса?
Василиса Микулична: А косами я тебя, Ставр, из погреба вытащила!
Воспитатель: «Назовите эту былину. («Ставр Годинович») А теперь подберите пиктограмму, отвечая на мой вопрос:
- Что испытала Василиса, когда узнала, что мужа посадили в погреб? (Грусть)
- Что испытал Ставр Годинович, когда он узнал в «добром молодце» свою жену? (Удивление, радость)
8. Упражнение «Богатырские слова» (на листочке нарисованы буквы)
Воспитатель: «Сложите слова из букв: М, Е, Ч, Щ, И, Т» – меч, щит.
VI. Итог организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: «Молодцы! Вы очень хорошо знаете былины. Не осталось ни одного листочка! Какие чувства у вас вызвала сегодняшняя встреча с героями былин? Покажите с помощью пиктограмм, лежащих у вас на столах (радость, грусть, горе, злость, удивление, страх).
Вот и подошла к концу наша встреча. Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: защищать с вою Родину, беречь ее, защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными и отважными, любить свою землю, свой народ.
Ой вы гой еси, люди добрые!
Много ходим мы по родной степи,
Охраняем землю Русскую
От врагов лютых, гостей непрошенных!
Век стоит Русь – не шатается,
И века простоит – не шелохнется.
- А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и сильными как богатыри!
(Воспитатель дарит талисманчики, благодарит всех за хорошую работу)