Валентина Александровна
«Зеленый дом моих друзей». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зеленый дом моих друзей»
На доске солнце с лучами – советами.
Логопед. - Солнышко встретило нас веселой улыбкой, улыбнитесь и вы ему. Расскажите гостям, что советует каждый лучик: «Что нам можно делать?».
Дети называют слова-действия: слушать, думать, вспоминать, фантазировать, ошибаться, размышлять, шутить, сомневаться и т. п.
Логопед. - Я предлагаю, воспользуйтесь лучиком – думай и лучиком – размышляй.
Логическая задача.
Публикация «„Зеленый дом моих друзей“, Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Логопед. - Я живу около леса. Из моего окна видны деревья и слышен птичий щебет. Однажды стою я на балконе, смотрю, летит мимо меня яркая зарянка, а в клюве у нее соломинка, через некоторое время – веточку понесла и так пол дня. Удивилась я: «Зачем ей эти веточки и соломинки, решила у вас спросить – может вы, знаете?»
Дети отвечают. - Пришла весна, прилетели перелетные птицы. Они ремонтируют старые гнезда и вьют новые.
Логопед. - Вы правы ребята, ведь пришла весна. Это самое любимое время года поэтов, много стихов они посвятили ей. Садитесь и послушайте одно из них. Это очень милое и радостное стихотворение.
Звучит тихая мелодия в мажоре. Логопед читает стихотворение В. Данько «Листики проснулись».
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
- Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже весна!
Логопед. - Вы знаете, какие изменения в природе приносит весна, а сегодня расскажем о них и назовем наш рассказ: «принимай подарки, от весны - природа». Поможет вам – мнемотаблица, она своими знаками подскажет, о чем надо говорить.
Появляется мнемотаблица.
Дети составляют рассказ по представлениям «Что весна принесла природе»
Диалог с детьми. - Солнце стало раньше вставать, выше подниматься и пригревать землю. Появилась трава и первые цветочки (первоцветы). Облака есть, но их очень мало. На деревьях появились молодые, липкие листочки. Люди сменили зимнюю одежду на демисезонную. Проснулись насекомые; а животные линяют – они меняют зимний подшёрсток на летний мех. Прилетели перелетные птицы.
Логопед. - Замечательный рассказ о весне (поощрение). Весной очень приятно совершать прогулки и любоваться пробудившейся природой. Вы не забыли, о нашей прогулке в лес, о волшебной и замечательной встрече с лесной феей. Мы сняли видеофильм об этом путешествии, но забыли включить звук. Вам нужно внимательно посмотреть фильм и потом озвучить его. Расскажите о том (предлагается план рассказа) :
1. Что увидели в лесу? Что там растет?
2. Кто живет в лесу?
3. Почему хозяйка леса огорчилась?
4. Какие правила она потребовала выполнять?
5. Почему мы подружились? Что ее обрадовало?
6. Рассказ по памяти.
Рассказ ребенка. - В лесу мы увидели много деревьев, кустов и цветов. Там росли березы, клены и дубы, а на полянке – сосны. Мы заметили божьих коровок и муравьев, понаблюдали за ними. Услышали щебет птиц и кукушку. Вдруг из-за дуба вышла хозяйка леса – фея цветов. Она огорчилась и рассказала, что лесные обитатели терпят много обид от плохих людей. Фея показала нам знаки: запрещающие ломать ветки деревьев, мусорить, разорять гнезда и разводить костры. Ребята успокоили ее – ведь мы знаем эти правила, учили их на занятиях, знаки рисовали. А еще мы рассказали, что изготовили кормушки и всю зиму подкармливали птиц. Фея обрадовалась и мы подружились. Фея обещала навестить нас в детском саду.
Логопед поощряет его вручением гальки.
Логопед. - Фея не забыла свое обещание, она принесла нам посылку с играми и упражнениями для вас и со своей просьбой. Что сначала станем выполнять? Играть, или исполним просьбу Феи?
Выбор детей.
Логопед. - Фея не знает дорогу в детский сад, она просит алгоритм пути. Начертим?
Появляется план на доске. Путь от детского сада до леса.
Логопед. - Так мы шли. Напомним путь и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Ваня, Катя и Андрей Руки в кулачках, пересчет пальцев
Даня и Ванюша начиная с мизинца
В лес далекий по утру Шагают пальцами по столу
Шли птичек послушать.
За ворота вышли Раскрыли ладони
Вдоль по улице пошли Поворот кистей рук вперед, назад
Поле быстро перешли
По тропинке в лес вошли Пересчет пальцев, начиная с большого
Муравейник обошли,
И с пригорочка сошли,
Ландыш беленький нашли,
В тень от дуба все зашли, Замок пальцами
Посидели, отдохнули, Сжимают и разжимают кулачки
Щебет птиц послушали.
С Феей леса подружились, Здороваются ладошками
Угощенье скушали, Делают хватательные движения пальцами
А потом домой ушли. Идут по столу указательным и средним
пальцами.
Логопед. - Ребята, нам надо начертить алгоритм пути из лесу до детского сада. Старайтесь, чтобы было понятно, но не рисуйте, а чертите, символы или знаки, на эту работу у нас всего 5 минут.
Выполнение работ.
Логопед. - С просьбой Феи справились хорошо. Отправим ей маршрут, и будем ждать в гости. Поощряет детей.
Логопед. - Настало время отдохнуть и поразмяться. Вставайте, пойдем через поле, соберем цветы. Как всегда пожелаем друг другу доброго пути.
Физминутка «Пошли дети в поле – собирать цветы».
Логопед. - Исполняем приемом «татирования» логоритмическое упражнение под музыку Н. Бахутовой «Пошли дети в поле собирать цветы».
Физминутка.
Пошли дети в поле собирать цветы.
Пошли дети в поле собирать цветы.
Мак, мак, красный мак, белая ромашка,
Синий, синий василек,
Розовая кашка.
1. Идут друг за другом
Ти-та, та-ти, та-ти, ти-ти-та, ти-та.
Ти-та, та-ти, та-ти, ти-ти-та, ти-та.
2. Поднимают цветы, приседая.
Та, та, та-ти, та-мак
Ти-ти-ти, ти-та-ти – ромашку
Та-ти, та-ти, ти-ти-та – василек
Та-ти-ти-ти, та-ти – розовую кашку.
Логопед. - Пришло время рассмотреть посылку Феи. Что она прислал? Это конверт Ване Губину. Дает конверт с карандашами Тоцкому Данилу. Рассказ по серии картинок.
Ребенок получает карточку с алгоритмом движений Ж-1; З-4; О-1; С-4
На планшете вырисовывается ромб. Берет 2 конверт с этой геометрической фигурой и садится на свое место. Открывает конверт и выполняет задание: разложить картинки в нужной последовательности и составить рассказ.
На интер. доске появляется серия картинок.
Логопед. - Проверь себя, правильно ли ты выполнил задание.
Гимнастика для глаз «Бегущая строка».
Логопед. Расскажи нам о жизни лесных птиц соек.
Рассказ ребенка. - Весной сойки свили себе просторное, прочное гнездо на березе. Сойка отложила в гнездо 5 яиц и стала их высиживать. Она грела их своим теплом и скоро из яиц проклюнулись пятеро птенцов. Птенцы были беспомощные, не умели летать. Они широко открывали клювики и громко кричали. У родителей началась трудная работа – выкармливание птенцов. Скоро птенцы подросли и стали на крыло. Теперь они могли сами добывать себе пищу. Деревья в лесу радостно шумели. Это они благодарили соек и других лесных птиц. В лесу не стало вредителей.
Логопед хвалит и поощряет его камешками.
Конверт Кате (в конверте несколько картинок с деревьями). У неё на титуле слово из моделей звукопроизношения «береза».
Логопед. – Как ты догадалась, что надо взять березу?
Ответ ребенка. – Я взяла модели по порядку, и у меня получилось слово береза.
В конверте и на доске открывается дерево береза, описательный рассказ (частичный план логопеда).
Логопед. – 1. К какому виду деревьев относится.
2. Где растет.
3. Как называются части березы.
4. Какую пользу приносит.
Описательный рассказ ребенка. - Береза, это лиственное, неприхотливое к почве дерево, но светолюбивое. Семена легкие, крылатые, поэтому растет береза в разных местах, ветер свободно разносит семена. Кора березы называется берестой. Темные черточки идущие поперек ствола – это чечевички. Через них поступает кислород, для дыхания березы. А на зиму чечевички замуровываются. Весной, береза дает много сока. Сок вкусный и полезный. Его нужно брать осторожно, делать маленькие отверстия, а потом их замазывать. У нас на участке, тоже растет береза. Она нас любит и дарит нам тень и прохладу.
На доске появляются картинки с животными и кроссворд:
1. Жираф.
2. Зебра
3. Тигр
4. Крокодил
Логопед. - Ваня тебе повезло, Фея тебе подарила путешествие в Африку. Полетишь ты на воздушном шаре. Закрой глаза и представь свой полет. Дует вентилятор, звучит музыка: «В Африке реки вот такой ширины».
Логопед. – Дети, поможем Ване быстрее долететь. Выполняется упражнение «Дует ветерок».
Логопед. (План рассказа) - Вот ты и на месте – погуляй, посмотри все. А как ты проведешь свое время, что увидишь в тропическом лесу, кого встретишь, и как очутишься опять дома, может тебе кто-то поможет, или ты сам догадаешься, расскажешь нам.
Ваня. Сел я на воздушный шар, подхватил меня ветер и понес над землей. Какая все-таки земля чудесная планета: есть страны, где всегда – зима, а есть, где вечно – лето! Очутился я в тропическом лесу. Пальмы разные растут: и кокосовые, и банановые. Очень люблю и кокосы, и бананы, а как плоды достать не знаю, высоко! Но тут, откуда ни возьмись, вышагивает жираф – похвалил меня за то, что правильно напечатал слово, и сорвал гроздь бананов, и кокосовый орех в придачу. Бананы я поел, а орех, нечем разбить! Но крокодил помог, раскусил кокос легко. Подкрепился я, походил, поглядел вокруг, думаю: вечер скоро, пока тигры всякие меня не съели, надо бы домой собираться. Кто бы мог мне помочь – придумал «зря, что ли слово зебра печатал». Позвал ее, она меня в аэропорт и домчала. Сел на самолет – вот и прилетел. Хорошо в Африке, а дома лучше.
Логопед собирает все камешки. Сюрприз: переворачивая коробочку, камешки превращаются в драже.