Светлана Костюкова
Организованная деятельность по развитию грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
В семье
Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги. Например, житейская ситуация: во время уборки игрушек обратить внимание ребенка на то, куда «разбежались» игрушки (что (кто) где находится) : кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и т. д. Взрослый говорит: «Давай все расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку» и т. д. или предлагает убрать игрушки по местам, а затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил?»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Игровая ситуация «Собираем пирамидку». Взрослый прячет кольца от пирамидки в разные места по комнате и предлагает найти их по подсказке: «Синее кольцо (или самое большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между книгами» и т. д.
Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе, систематически предлагать ему игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением волшебной палочки (карандаша, который дается ребенку) все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев; была одна тарелка — стало много тарелок; был один конь — стало много коней; было одно окно — стало много окон и т. д.
Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет). С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони — и нет коней; были окна — и нет окон; были яблоки — и нет яблок и т. д. (тарелка без яблок, окна без штор и т. п.).
Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол хотеть. Проводить с ребенком игры «Командир» (ребенок отдает приказы, а взрослый их выполняет); «Великий Нехочуха» (взрослый предлагает ребенку и его друзьям-игрушкам что-либо сделать, а ребенок от своего имени и от имени игрушек отказывается, употребляя глагол хотеть: не хочу спать, мишка не хочет прыгать, машины не хотят ехать, мы не хотим смотреть телевизор и т. д.); «Спор с Нехочухой» ( взрослый: «Я не хочу есть»; ребенок: «А я хочу есть»; взрослый: «Зайчик не хочет петь»; ребенок: «Зайчик очень хочет петь» и т. д.).
Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Проигрывать вариант игры «Волшебник» (все, чего касается волшебная палочка, уменьшается в размере: юбка превратилась в юбочку; елка превратилась в елочку; ложка превратилась в ложечку и т. д.).
Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши». Например: ситуация с игрушками (картинками) «Лесной детский сад». (В лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детенышей на лесную поляну. Слон привел слоненка, лев — львенка, тигр — тигренка и т. д.)
Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел — зашел — вышел — перешел — ушел; лез — залез — вылез — перелез — подлез; прыгает — подпрыгивает — перепрыгивает — запрыгивает и т. д.). Использовать воображаемые ситуации. Например, «Цирк» (образование глаголов с помощью приставок при-, про-, пере-). Игрушки собирались на представление: машинка приехала, кукла пришла, самолет прилетел, лошадка прискакала, мячики прикатились, зайчики прискакали, лодочка приплыла, черепаха приползла. А веселый мальчик Игорь прибежал. Двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла, самолет пролетел и т. д. После представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу. Машина переехала, кукла перешла, самолет перелетел и т. д.
Закреплять умение составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например: «Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются? (В магазине продаются мячи, куклы, машины, лопаты и т. д.) Представь себе, что на столе стоит много вкусной еды. Какая еда стоит на столе? (На столе стоят торт, конфеты, сухари, печенье и т. д.) Представь себе, что мы на берегу реки. Что мы делаем? (На берегу реки мы загораем, играем в мяч, строим из песка, кидаем в воду камешки и т. п.)» Взрослый и ребенок по очереди «удлиняют» предложение, каждый раз повторяя получившийся вариант.
В дошкольном образовательном учреждении
Упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет) с предлогом без.
Учить употреблять названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе (не используя трудные формы слов, в родительном падеже множественного числа (не вижу утят, котят, лисят, медвежат и т. д.).
Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе).
Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании).
Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать детей спряжению глагола хотеть.
Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т. п.).
Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой.
Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.).
Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (-ищ-, -иц-, -ец-).
Учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина — малиновый, дерево — деревянный и т. д.).
Знакомить с приемами словообразования существительных при изучении темы «Животные и их детеныши» (слон — слоненок, лев — львенок, тигр — тигренок, кошка — котенок, лиса — лисенок и т. д.).
Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций.
Начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
При формировании грамматически правильной речи я, прежде всего, стараюсь воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. В своей работе по данному вопросу я использую следующую литературу: О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»; методическое пособие Т. Б. Филичева, А. В. Соболева «Развитие речи дошкольника»; игры с буквами и словами В. Волиной «Праздник букваря»; А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок».
Игры и упражнения с грамматическим содержанием используются как часть занятия и ежедневно в первой и во второй половине дня в игровой форме. В процессе обучения я даю детям сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркиваю интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор – топором, лети – летит – летят, соотнесения вопроса с существующей грамматической формой (какой – голубой, какая – голубая, какое – голубое). Работая над пониманием предлогов, я сначала направляю внимание детей на значение этих «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. Например, показываю разницу в звучании двух предложений: Положи карандаш стол. Положи карандаш на стол.
Использую работу со схемами, такую игру «Где мяч?» - закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.
В игровой форме часто использую упражнение на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составления предложения по слову, по структурной схеме. Так, например это видно при проведении игры «Живые слова» - где ребенок в элементарной форме осознает словесный состав предложения и делает произвольный процесс его составления, т. е. ребенок понимает, что речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов и звуков, вырабатывается осознанное отношение к речи, создает основу для усвоения грамоты. Так же использую прием, как составление коллективного письма (ребенок диктует – взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложений что является необходимой для развития связной речи.
Для активного употребления в речи детей прилагательных и глаголов провожу следующие игры как со схемами, мячом, так и с применением предметных и сюжетных картинок: «Кто как разговаривает?» (корова – мычит, тигр -, ….);
Игра «Наоборот» - закрепление употребление в речи детей слов-антонимов; «Что происходит в природе?» - употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. (тема «Весна» - солнце – что делает? –светит, греет; ручьи – бегут, журчат); «Кто чем занимается?» - закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей; «Из чего сделано?» - закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования; «Чья голова, чей хвост?» - расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных; «Подбери слово близкое по значению» - закрепление употребление в речи детей слов - синонимов.
Использую игры и упражнения для образования существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливание оттенков в значениях слов: игра «Назови ласково» - закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Использую в своей работе по развитию грамматического строя речи игры : «Веселый счет» - закрепление в речи согласования существительных с числительными;
«Кто кем был?» - образование имен существительных творительного падежа;
«Чего ни стало?» - образование имен существительных родительного падежа ед. или мн. числа.
«Один – много» - закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных;
«Лови да бросай – цвета называй» - согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода;
«Четвертый лишний» - закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
В группе создана предметно-развивающая среда по данному направлению в доступном для детей месте. Для родителей организовывалась выставка литературы на тему: «Развиваем речь детей»; выставка развивающих речевых игр «Формируем речь»; папки-передвижки с консультациями: «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР», «Формирование грамматического строя речи», «Расширение словаря- грамотная речь»