Людмила Тимонина
Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение в овладении предложно-падежных конструкций.
Наиболее характерными ошибками у употреблении предложно-падежных конструкций дошкольников с ОНР являются следующее:
- пропуск предлога при правильном употреблении флексии: кубик коробке (вместо на коробке)
- правильное употребление простых при неправильных флексиях: Кубик лежит в коробка.
- Замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу : Мяч лежит на столе (вместо под столом)
Публикация «Консультация для начинающих учителей-логопедов „Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями“» размещена в разделах
- Замена одной предложно-падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением: на альбоме (взяла с альбома); при этом наблюдалось смешение значений места и направления движения.
Приведенные ошибки свидетельствуют о трудностях, которые испытывают дети с ОНР при необходимости одновременного различения двух элементов, выражающих языковое знание, таких как предлог и флексия, один из которых является служебным словом, а другой выполняет лишь формально-языковую функцию.
Исследования показало, что у детей с ОНР не сформирована система предлогов языка. В процессе исследования выявлено два уровня нарушения предложно-падежных конструкций :
- семантические нарушения;
- нарушения на формально-языковом уровне;
- таким образом, детей с ОНР выявлены существенные нарушения, как на семантическом, так и на формально-языковом уровне.
Нарушение в усвоении предлогов на семантическом уровне проявляются:
- в пропуске предлогов
- в нарушении дифференциации предлогов по значению – при этом с ОНР допускают замены как семантически близких предлогов, например, на – в; в – из (со значением направления движения, так и предлогов более далеких по семантике, например, под –в, за – на, перед – на (со значением места).
- В трудностях дифференциации одного и тог же предлога с различным значением, например, в – в значении места и направления движения (в альбом – в альбоме);
- неусвоение различия антонимичных предлогов (под стол – из-под стола).
Нарушение на формально-языковом уровне проявились в неправильном употреблении флексий, в несоответствии флексии употребляемому предлогу (в коробку, под альбому).
Исследования выявило три варианта нарушения у детей с ОНР.
Первый вариант характеризуется тем, что предлоги воспроизводятся лучше, чем формальные элементы словоизменения – флексии. Это противоречит тенденциям нормального онтогенеза. Известно, что при нормальном речевом развитии усвоение предлогов осуществляется после того, как усвоены многие флексии языка. Объяснением этому факту может служить то, что предлоги, являясь самостоятельным словом, обладают более выраженной и конкретной семантикой, чем флексии, имеющие отвлеченное, абстрактное значение.
Таким образом, если при нормальном развитии речи дети первоначально усваивают окончания слов, как наиболее значимые по своей функции элементы в структуре языкового знака, то при нарушенном развитии внимание детей может сдвигаться в сторону семантически более яркого и значимого элемента – предлога.
При втором варианте наблюдается отсутствие, неточное употребление предлогов при правильном оформлении соответствия предлога и флексии.
Третий вариант (наиболее распространенный) проявляется в хаотичном использовании предлога и окончания. Дети с ОНР не замечают, что предлог и флексия связаны отношением симультанности, что их комбинация выражает единое грамматическое значение словоформ.
Данные констатирующего эксперимента показали, что дети с ОНР неправильно употребляют даже некоторые простые предлоги, которые усваиваются детьми с нормальным развитием в период до трех лет, что свидетельствует о существенном нарушении в усвоении предложной системы.