Юлия Кулажская
Организационные формы обучения в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлены различные формы организации обучения в образовательных учреждениях для дошкольников с проблемами развития, представлены многообразные виды коррекционных занятий в соответствии с ФГОСДО
Ключевые слова: формы обучения, логопедические занятия, виды занятий, организация обучения
Форма организации обучения - это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме (Н. А. Виноградова и Н. В. Позднякова, В. К. Дьяченко, И. Г. Литвинская, И. М. Чередов и др.).
Публикация «Организационные формы обучения в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС дошкольного образования выделяются различные классификации форм организации обучения.
Выбор формы организации обучения с детьми зависит от «Учебного плана» дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и возраста детей. При этом следует учитывать, что диапазон возрастных различий в одной группе может быть до 1 года, а состав группы неоднороден по уровню психического развития, знаний и умений детей.
Общепризнанным является факт, что ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.
Продолжительность занятий определяется в зависимости от возраста ребенка, степени и структуры нарушения:
- с группой от 20 до 35 минут;
- с подгруппой от 15 до 25 минут;
- индивидуальные занятия от 10 до 15 минут.
Во время занятия в ДОУ происходит управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями и одновременное всестороннее воспитание. Обучение в ДОУ ведется по программе в соответствии с ФГОС ДО, занятия имеют четкую и строгую организацию и всегда проходят в одно и то же время.
В Типовых учебных планах для специальных (коррекционных) организаций образования РФ выделяются следующие виды коррекционных занятий:
1. Классические занятия по разделам обучения (по формированию словаря, грамматического строя речи, развитию связной речи и др.)
2. Интегрированные занятие - это занятие, которые направлены на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
Также выделяют виды занятий в зависимости от дидактической цели:
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия систематизации и обобщения знаний и умений;
4. Занятия творческого применения знаний и умений;
5. Занятие проверки знаний и умений детей.
6. Комплексные (комбинированные) занятия, где одновременно решается несколько задач.
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.
Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности. Комплексные занятия в детском саду - это занятия с использованием разных видов деятельности: ИЗО, художественного слова, математики, музыки, конструирования, ручного труда в разных сочетаниях. Таким занятиям обычно предшествуют тематические занятия, так как работа в основном строится на знакомом для детей материале.
Отличие комплексных занятий от интегрированных в том, что на комплексных решается несколько задач в комплексе, в то время, как в интегрированных - решается одна задача, путем интеграции разных видов деятельности.
В зависимости от наглядного материала принято выделять виды занятий:
1. Занятия с использованием предметов реальной жизни;
2. Занятия с использованием изобразительной наглядности;
3. Занятия с использованием наглядности словесного характера (опора на языковой материал - рассказ, пересказ, различные речевые игры и др.)
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексикограмматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.