Светлана Баева
Организационно-исполнительская деятельность старшего воспитателя по благоустройству и озеленению территории ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детское дошкольное учреждение – это место, где наши маленькие детки проводят большое количество времени, где они должны чувствовать себя уютно, комфортно и радостно. С наступлением тёплого сезона большую часть дня ребятки проводят на свежем воздухе, поэтому правильно спланированная и хорошо организованная территория ДОУ позволяет создать благоприятные условия для их гармоничного всестороннего развития: физического, психического, нравственного, экологического.
Публикация «Организационно-исполнительская деятельность старшего воспитателя по благоустройству и озеленению территории ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление участка» октябрь 2018
Наше современное общество, как это ни печально, характеризуется как общество потребителей и, зачастую, у людей просто нет возможности проявить себя как творческую личность. Работа по благоустройству и озеленению территории детского сада призвана обеспечить реализацию творческого потенциала педагогов, родителей и воспитанников. Проводимая работа позволяет постепенно формировать индивидуальный облик территории дошкольного учреждения.
Целью моей работы стало Создание эмоционально-благоприятных условий для пребывания и развития детей в дошкольном учреждении через благоустройство и озеленение территории в рамках организации летней оздоровительной работы. Основная задача, решение которой считаю возможным в ходе организации деятельности по благоустройству и озеленению территории детского сада в рамках подготовки и проведения летней оздоровительной работы, - содействовать нравственному и эстетическому воспитанию и оздоровлению дошкольников во время организации работы на летних участках. Кроме этого данная работа позволяет
• Развивать инициативу и творчество педагогов и родителей через организацию социально значимой деятельности по благоустройству территории детского сада
• Воспитывать у детей ДОУ бережное отношение к природе
• Преобразовать и благоустроить территорию детского сада в соответствии с современными, требованиями
• Создать условия для получения педагогами практического опыта озеленения и эстетического оформления территории
• Улучшить художественное оформление территории участков ДОУ, создать свой «образ» территории детского сада
В ходе своей работы я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
1. Законом «Об Образовании Российской Федерации» от 29.09.2012 (Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста).
2. Принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
3. В соответствии с целями, этапами и планируемыми результатами освоения воспитанниками Основной образовательной программы ДОУ. (Цель реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, - развитие экологической культуры личности всех участников образовательного пространства МАДОУ – детей, родителей, педагогов).
4. Тезисами Годового плана ДОУ.
5. Указаниями по озеленению территории ДОУ (требования безопасности прописанные в СанПиН 2.4.1.3049-13) «Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территории дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
Работу я начала планировать ещё с момента формирования годового плана. В годовом плане в разделе «Подготовка к летней оздоровительной работе» мы запланировали мероприятия по озеленению и благоустройству территории ДОУ. К примеру, работа по пополнению уже существующих зон «Путешествие в Африку», «Автогородок» планируется нами ежегодно, но при этом возникают и новые идеи – например, создание новой зоны по теме насекомые «Планета насекомых».
Весной, приступая к подготовке к летней оздоровительной работе, возникли вопросы, которые необходимо было решать. С этой целью приказом заведующего ДОУ в марте была создана творческая группа.
В состав группы были включены заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, 2 воспитателя. Работа группы заключалась в следующем:
1. Анализ состояния территории ДОУ, в результате которого были выбраны объекты, которые будут использованы как место и средство благоустройства : центральный вход, цветники и клумбы, определены участки для установки нового стационарного игрового оборудования.
2. Изучение литературы, интернет источников, материалов средств массовой информации, посвященных опыту благоустройства территории, при помощи которых был разработан проект озеленения и благоустройства территории учреждения.
3. Продумывание ресурсов для осуществления проекта. Недостаток финансовых ресурсов заменили инициатива и творчество родителей и воспитателей.
Итогом работы творческой группы стал Проект по благоустройству и озеленению территории детского сада, который был представлен на рассмотрение педагогов на оперативном совещании заведующим ДОУ. Проект обсудили и единогласно приняли его в работу. В рамках реализации данного Проекта в учреждении был объявлен смотр-конкурс «Лучший участок детского сада». Положение о смотре-конкурсе, разработанное творческой группой, также обсудили и приняли на оперативном совещании. Исходя из этого, воспитателям всех возрастных групп было предложено составить перспективные планы по озеленению, благоустройству и оснащению предметно-пространственной развивающей среды прогулочных участков к летнему периоду. Эти планы были рассмотрены, скорректированы Методической службой и приняты воспитателями в работу.
Необходимой формой работы с воспитателями являлись консультации. Были проведены плановые консультации в рамках осуществления Годового плана МАДОУ и консультации для молодых воспитателей по индивидуальным запросам. С воспитателями был проведён семинар-практикум «Разновидность и условия выращивания цветов на клумбах», где речь шла о соблюдении определенных принципов и правил для создания идеального цветника, о том, какие существуют разновидности цветов, на что нужно обращать внимание при создании клумбы.
В апреле началась активная практическая работа по осуществлению Проекта озеленения и благоустройства территории детского сада. Была осуществлена высадка рассады, проведён субботник по очистке территории, очищены клумбы и цветники для последующего оформления, завезена земля. Воспитатели занимались оформлением своих прогулочных участков, уделив особое внимание созданию клумб, а оформление цветников на территории детского сада взяли на себя администрация и специалисты.
В работе по подготовке территории ДОУ к летнему периоду родители являлись для нас неоценимыми помощниками. С целью привлечения их к озеленению участков групп, изготовлению атрибутов для оформления сюжетных клумб администрацией была объявлена акция «Украсим землю цветами».
Многие родители откликнулись на призыв к созданию комфортных и приятных условий пребывания детей в детском саду. Так же были организованы и другие акции. К примеру, традиционно весной мы проводим субботник совместно с родителями «Поможем зелёной траве увидеть весеннее солнце».
Исходя из задач годового плана, с целью благоустройства и преобразования территории детского сада в рамках подготовки к летней оздоровительной работе, руководством ДОУ было запланировано, а впоследствии приобретено новое интересное стационарное игровое оборудование.
При выборе оборудования мы пользовались принципами эстетичности, сюжетности, вместительности, безопасности.
Постепенно в ходе работы педагогов, родителей и детей создавался свой образ территории детского сада. Появилась Поляна насекомых, где поделки выполнены родителями и воспитанниками.
уголки «Путешествие в Африку» и «Миниавтогородок» пополнены новыми экспонатами.
тоги работы воспитателей в рамках проведения смотра-конкурса «Лучший участок детского сада» подводила комиссия, состав которой указан в Положении и утверждён приказом заведующего. В состав комиссии вошли заместитель заведующего по ВМР заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель, специалист по охране труда, председатель профсоюзной организации детского сада. Комиссия по пятибалльной системе оценивала участки и территорию детского сада согласно разработанным в Положении критериям. Основное внимание уделялось оригинальности оформления участков, его развивающей и оздоровительной направленности и безопасности. По результатам оценок был определены победители смотра-конкурса.
Работа, проводимая в рамках проекта по подготовке учреждения к летнему периоду, была направлена на формирование и развитие бережного и осознанно-правильного отношения к природе. Наблюдения в природе, организованные воспитателями, обогащали чувственный опыт детей. Песталоцци сказал, что «…созерцание человеком самой природы является истинным фундаментом обучения и формирования отношения к ней». Для этого педагоги использовали условные обозначения поведения в природе.
В августе в рамках подготовки к участию в районном конкурсе «Детский сад – цветущий сад» и к празднику «Лето – это маленькая жизнь» появилась идея организации выставки «Цветочные фантазии лета», и выставки фотографий «Прекрасное в природе», в которых активное участие приняли родители и воспитанники детского сада.
Во время работы этих выставок для родителей и детей педагоги МАДОУ проводили мастер-классы:
Мастер-класс «Цветочные магниты» по изготовлению украшений с использованием магнитов в виде цветов.
Мастер-класс «Рисуем природу» по использованию традиционных и нетрадиционных техник рисования в изображении природы.
Желающих как видно на фото было много.
Результатом такой большой, но нужной работы явилось
- эстетическое оформление нашей территории;
- создание благоприятных и безопасных условий для отдыха и игр детей на прогулочных площадках и территории детского сада;
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
- создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;
- повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.
Ежегодное озеленение и благоустройство территории, реставрация объектов, применение дизайнерских разработок с привлечением педагогов, детей и родителей способствует созданию благоприятных условий, позволяющих повысить уровень развития и воспитания детей и престиж детского сада. Окультуренная территория будет пополняться цветниками, клумбами. Для оздоровления детей в летний период мы планируем обогатить и обновить игровым и спортивным оборудованием детские прогулочные площадки, создать дорожки здоровья. Эту работу мы отразили в годовом плане и начинаем осуществлять уже сейчас (проводим анализ имеющегося оборудования, рациональность его размещения, продумывание ресурсов для осуществления работы).
Литература, использованная в работе
1. Волобуева Л. М. «Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами. Нормативные документы и практика», изд. «Сфера», 2017.
2. Кочетова Н. А., Желтикова И. А., Тверетина М. А. «Взаимодействие семьи и ДОО. Программы развития детско-родительских отношений», изд. «Учитель», 2017.
3. Белочкина Ю. В. «Ландшафтный дизайн», изд. «Фолио», 2016.
4. Кирман В. «Цветочное оформление в ландшафтном дизайне», изд. «Феникс», 2012.
5. Данилов В. В. «Прекрасный сад своими руками. Иллюстрированный справочник», изд. «Аделант», 2016.
6. Пенькова Л. А., Безгина Е. Н., Евфратова Т. Г. «Ландшафтный дизайн детского сада», изд. «Сфера», 2008.
Интернет источники:
https://www.green-portal.ru/
https://landshaft-barnaul.ru/
https://landscape-school.ru/
https://101dizain.ru/
https://podelki-shop.ru/
https://forum-flower.ru/
https://www.detskiysad.ru/