Зарубина Ирина
Организациямини-музея в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность.
XXI век ворвался в нашу жизнь бурным социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, развитие творческих способностей.
Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека.
Публикация «Организациямини-музея в ДОУ» размещена в разделах
2. Историческая справка.
Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз.
Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
3. Виды музеев.
Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.
4. Роль музея в развитии дошкольника.
С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Умение видеть наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного.
Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми. В нашем детском саду были проведены опрос и анкетирование родителей на темы : "; "Что вы можете детям рассказать о музеях?"; "Какие музеи посещали ваши дети?» и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цели и задачи мини-музея:
1. Реализация направления «Музейная педагогика»
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
3. Формирования у дошкольников представления о музеи.
4. Развитие кругозора дошкольников
5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
6. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
7. Развитие творческого и логического мышления и воображения
8. Формирование активной жизненной позиции.
Размещение мини-музеев.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Но недаром народная мудрость гласит «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Даже картонная ширма – раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующее: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты могут располагаться на полках, стеллажах, прикрепляться к стенам, стоять на полу. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини- музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разном уровне: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею.
3. Подведение итогов.
По длительности проект мини – музея может быть краткосрочным (1 мес.) и долгосрочным (1 уч. г.).
Тематика мини-музев может быть различной:
1. Мини-музей книги (краткосрочный) - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота
2. Мини – музей «Русская изба» (долгосрочный)
Цель: Зажечь искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.
Перспективный план работы этнографического музея "Русская изба".
Сентябрь "Милости просим, гости дорогие".
Цель: познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.
Октябрь "Добрые избы".
Цель: вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.
Ноябрь "Сошьём Маше сарафан".
Цель: познакомить с русским народным костюмом. С такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун и др.
Декабрь "Вечера долгие, руки умелые".
Цель: познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз.
Январь "Что расскажет о себе посуда".
Цель: познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.
Февраль "Наши руки не знают скуки".
Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.
Март "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".
Цель: познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
Апрель "Давайте жить дружно".
Цель: познакомить детей с куклами в костюмах народов России, воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.
Май "Чудеса- кудеса".
Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, гармошкой.
"Посиделки у самовара".
Цель: познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре русского народа.
Согласно плану проекта экспонаты меняются.
С приветливой хозяюшкой "Русской избы" дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Кукла от истоков до наших дней", "История вещей". Дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых участвуют в оформлении выставок: "И в наши дни слава богатырям", "Красна - изба", "Что за яйца расписные", "Мы путешествуем", "Мы покоряем космос".
3. «Живая кукла» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок;
4. «Чудеса своими руками» - руками детей и родителей созданы предметы декоративно – прикладного искусства.
5. «Мой край родной» - знакомство с историей села, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему селу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о селе, районе, создание серии собственных рисунков
6. «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами;
7. Мини-музей хлеба и др.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества
Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса проводятся консультации, практикумы, семинары. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок. Привлечение родителей в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие в выставках.
Средства музейной педагогики позволяют сделать процесс освоения человеком традиций своего народа ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Представленные методы и приемы помогут детям открыть дорогу к Музею как Храму Добра, Знаний и сделать посещение музея для современных дошкольников полезным и интересным.