Екатерина Агошкина
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественнонаучных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. «Что я слышу – я забуду, что я вижу – то запомню, что я сделаю – я пойму» это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, обобщения. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
И в нашем детском саду мы используем элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы (вода, песок, глина, воздух, камни, живой природы (какой цвет предпочитают насекомые, как дождевые черви образуют почву и тд., при изучении собственного организма (зачем нужен нос, язык, уши). В работе с детьми используем исследовательскую деятельность как в процессе занятий, так и во время прогулок (превращение воды в лед, откуда дует ветер, как снег защищает итд.). прежде всего мы стараемся знакомить ребят с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрения в повседневной жизни (например, свойство воды растворять, разливаться; свойство воздуха, движение, распространения запаха; магнита притяжение и тд.).
Занятия – экспериментирования проходят в увлекательной для детей форме: работа в «лаборатории», путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков их художественных произведений,
загадывание загадок, демонстрационного материала (схем, карт, презентаций) и использовании лупы, магнита, различных предметов, микроскопа.
И в каждой возрастной группе (кроме ясельной) создаются уголки исследований содержание которых постоянно пополняются необходимым для проведения опытов в самостоятельной деятельности дошкольников. Это может быть: бусины, нитки, прищепки, резинки, различный природный материал, перья, пробки, вата, растворимые продукты, прозрачные и непрозрачные сосуды различной формы, бросовый материал, технический материал, увеличительные стекла, микроскоп, магниты, песочные часы и тд.
И во время экспериментирования, предоставляя детям старшего дошкольного возраста самостоятельность, педагог должен внимательно следить за ходом опыта и выполнением правил безопасности.