Мария Климова
Организация эколого-развивающей среды для дошкольников с учетом регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Климова М. С., воспитатель
МБДОУ «Деский сад комбинированного вида № 9
«Рябинушка» города Губкин Белгородской области
Всё что окружает нас - это неиссякаемый ключ знаний. Знакомство с находящимся вокруг миром, родным краем является главной неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.
Публикация «Организация эколого-развивающей среды для дошкольников с учетом регионального компонента» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познавательное развитие воспитанников осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Рябинушка». С целью повышения уровня обучения в области экологического развития воспитанников реализуется программа Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог» в качестве парциальной программы, которая повышает уровень обучения дошкольников.
Основные задачи экологического воспитания :
Обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами, необходимыми для формирования эколого - осознанного поведения в окружающей среде, включая природную сферу, продуктивную деятельность, межличностные и общественные отношения.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Формировать потребности уважать свои права и права других живых существ.
Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
Воспитание любви в природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Одним из эффективным средств достижения и решения задач данной программы является создание эколого - развивающей среды в группах ДОУ, которая включает в себя экологический центр в группе. Он должен быть оформлен в соответствии эстетических и методических норм, которые установлены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Эколого - развивающая среда – это совокупность наглядных и действенных средств для ознакомления детей с окружающим миром.
Организация эколого - развивающей среды группы включает в себя:
Центр живой природы (комнатные растения, огород на окне (весна). Центр живой природы в детском саду – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет нам организовать различную деятельность детей на протяжении всего
учебного года.
В центре живой природы дети в течении всего дня подходят к растениям, рассматривают их, ведут за ними длительные наблюдения. При ознакомлении с живыми объектами у детей развиваются наблюдательность, интерес к природе.
Центр живой природы размещен так, что к каждому объекту есть свободный подход для наблюдений и ухода за ним. Все объекты размещены в светлой части комнаты на низких полках, они хорошо освещены и не загораживают свет из окна.
Для работы в уголке природы находятся предметы ухода за растениями: фартуки, инвентарь (лейки, пульверизаторы для опрыскивания растений, заостренные деревянные палочки для рыхления, ведра для воды, воронка и многое другое).
Уход за растениями осуществляется дежурными по уголку природы. Для того, чтобы правильно ухаживать за растениями, учитывая их природные особенности (светолюбивые, влаголюбивые и т. п.) создан паспорт растений, на цветочные кашпо прикреплены названия.
В процессе ухода за ними воспитанники получают представления о многообразии растительного мира, о том, какие условия для них нужно создавать. У детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем самостоятельно, ответственность за порученное дело.
Ежедневно вместе с детьми заполняем дневник наблюдений, где отмечаем не только погоду, но и наблюдения за ростом растений. С помощью такой модели для наблюдения за изменениями погоды, времён года, дети учатся делать выводы, анализировать и обобщать рассматриваемые факты. Оформление календаря природы - дело творческое.
Опытное исследование живой и неживой природы - важный элемент экологического воспитания в ДОУ. В эколого-развивающем центре, находится необходимое оборудование для проведения элементарных опытов: лупы, магниты, весы, песочные часы, ложечки, мерный стаканчики, воронки и тому подобное, так же мы используем бросовый материал. Еще есть и природный материал, предназначенный для проведения разных исследований: песок, глина, камни и многое другое. Все это позволяет развивать наблюдательность и любознательность детей, воспитывать активное и правильное отношение к объектам и явлениям природы.
Для изготовления игрушек и пособий расположен материал, который дети используют самостоятельно, приобретая навыки работы с природным и бросовым материалом: шишки, веточки, семена, листья, коробки, колпачки, перья и многое другое.
Чтобы родители и дети могли видеть результаты своего труда у нас в группе существует выставочный уголок, где мы помещаем рисунки, аппликации и поделки детей из природного и бросового материала.
Для ознакомления с окружающим миром подобран наглядно- демонстрационный дидактический материал:
Макеты континентов;
Животный и растительный мир разных континентов;
Материалы регионального компонента.
Большое значение уделяем подбору материалам регионального компонента для работы с детьми. Оформлена “Красная книга” для детей старшего и подготовительного возраста, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области.
Для расширения кругозора детей, знаний о природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников подобрана художественная литература, картотеки загадок, стихов, энциклопедий, правила поведения в природе.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» (Сухомлинский В. А.).
Литература:
Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с
Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3.- С. 23-27.
Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды //
Дошкольное воспитание. – 2012. - №6. – С. 28-31.