Екатерина Корж
Организация экологической тропы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение.
2. Актуальность.
3. Пояснительная записка.
4. Цели, задачи экологической тропы, участники.
5. Видовые точки маршрута экологической тропы.
1. Введение
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д. В. Веневитинов, 1827 г.
Темочки:
Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В представленном материале предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.
2. Актуальность
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
3. Пояснительная записка
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, организация экологической тропы способствует :
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно - воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы.
4. Цели и задачи экологической тропы.
Цель: создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
• Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
• Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.
Участники тропы : воспитатели, родители, воспитанники детского сада.
5. Видовые точки экологической тропы.
На протяжении маршрута экологической тропы 25 видовых точек, т. е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!”
№ п/п Название видовой площадки Описание видовой точки Рекомендации и формы работы с детьми на видовой точке
1 Лесная поляна
Лес – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей Земли! Любите и охраняйте наш лес. Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. - беседа о лесе;
- наблюдения: лесная почва, кустарники, травы, грибы, высокие и низкие деревья;
- кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания белки, птиц;
- следы пребывания человека;
- правила поведения в лесу людям;
- что нужно животным, чтобы выжить в лесу;
- игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет»;
- стихи, загадки, пословицы о лесе.
2 Альпийская горка
Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. - поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают;
- сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы;
- способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
3 Стройная рябина
Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленнный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы. - сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена; - провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей;
- измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева;
- с помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев;
- наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой;
- как человек заботится о деревьях, почему; - работать над описанием дерева, подбирать прилагательные, сравнения, яркие эпитеты.
4
Метеостанция
Это специально оборудованная экспериментальная площадка для наблюдением за природными явлениями. Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, солнечные часы.
- изучение и наблюдение за явлениями природы (осадки, направление ветра,
- использование простых приборов, помогающих определять погоду,
- педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
5
Дубовая роща
Этот участок маршрута усажен представителями лиственных деревьев – дубами. Они еще молодые, но у ребят будет возможность наблюдать за их ростом. - обращение внимания ребят на то, что дуб - лиственное дерево;
- рассматривание рощи;
- сравнивание обычных листьев и хвои;
- беседы о сезонном опадании листьев;
- исследование интересного строения листа.
6
Сосновый бор
На видовой площадке сосновый бор воспитанники могут познакомиться с хвойными деревьями. Увидеть главные отличия их от лиственных растений. - обращение внимания ребят на то, что сосна — хвойное дерево;
- рассматривание хвоинка;
- сравнивание обычных листьев и хвои;
- беседы о сезонном постоянстве хвои;
- сенсорное развитие через исследование коры, веток, шишек.
7
Муравейник
Муравейник представлен в виде холмика из хвоинок и веток растений близ лежащих деревьев. В зависимости от поставленных задач, педагоги временно «заселяют» в него или сделанных из бросового материала муравьев, или приносят в специальной таре настоящих для рассматривания через лупу. И в том, и в другом случае происходит ознакомление с жизнью насекомых, расширяются представления о взаимосвязях, существующих в природе. - педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник;
- рассказывает детям об устройстве муравейника,
интересные факты из жизни этих насекомых;
знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями;
- читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
8 Пасека
Пасека — специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы. Здесь размещены ульи и макеты пчел. Также можно увидеть на пеньке мишку, который кушает мед. - знакомство детей с устройством пасеки, для чего она нужна и чем полезны пчелы для людей.
9
Жужжащий и ползающий мир
Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности. Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края, их узнавания. Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей. - обобщать и уточнять знания детей о различных насекомых, их внешнем виде, особенностях питания, месте обитания;
- формировать представление о взаимосвязи насекомых и растений.
10
Трухлявый пень
Во время экскурсии дети рассматривают пеньки, заглядывают под них находя там различных насекомых.
Эта видовая площадка показывает детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.
- воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево).
- с помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву;
- исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы;
- ищут жуков короедов и следы их деятельности;
- обсуждают роль этих насекомых в природе.
11 Клен
Это дерево стало настоящим украшением парков. У него большие узорные листья, которые имеют пять острых концов. Он красив в любое время года, но осенью особенно приметен. Кленовые листья окрашиваются в самые разные цвета: от традиционного жёлтого до багряного. - беседа о том, чем отличается клен от других деревьев;
- изучение красивых листьев
- рассказ о кленовом соке;
- рассматривание плодов клена.
12
Цветущие кустарники
Декоративный кустарник является живой изгородью между игровыми площадками детского сада. Ранней весной дети наблюдают за цветением кустарника, летом - за появлением плодов, а осенью за их созреванием. У детей имеется возможность находить характерные отличия кустарников от деревьев. - рассказать ребенку чем отличается дерево от кустарника;
- наблюдать за сезонными изменениями;
- совместно с воспитателем обрезать веточки, оформить кусты.
13 Сиреневая сказка
Крупный красивоцветущий кустарник с цветками, имеющими сладковатый запах. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени очень эффектно смотриться. - возможность формировать знания о разнообразии кустарников;
- закреплять умение определять по внешним признакам кустарники;
- вызывать эмоциональный отклик на вид сирени
14 Царство грибов Различные грибы: съедобные и несъедобные. Цель: Знакомить детей с грибами, их разнообразием. - учить различать съедобные и ядовитые грибы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
15
Птичий городок
Наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививаем детям нравственные качества, такие как доброта, заботливое отношение к окружающему миру. Скворечники, сделанные родителями, размещены в пределах видовой площадки. - предназначение скворечника;
- рассматривание домика для птиц;
- наблюдение за птицами;
-слушание писка птенцов;
-слушание пения взрослых птиц;
- слушание пения разных птиц в записи;
- выработка правил поведений.
16 Лебединое озеро
Искусственное сухое озеро с обитателями (фламинго, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности. - наблюдение в разное время года за обитателями: наблюдать за лебедями, водными растениями, насекомыми, за прилетающими к сухому пруду птицами;
- посмотреть, как ведут себя люди на сухом пруду;
- зачем нужны водоемы человеку и животным;
- как растения приспособились к жизни в воде;
- кто живет на берегу;
- что произойдет, если вся вода исчезнет;
- почему нельзя бросать в воду мусор, мыть машины, стирать белье;
- стихи, загадки, пословицы, поговорки о воде;
- игры: «Раз, два, три - рыб назови», «Создай водоем», «Летает, ползает, плавает».
17
Дорожка здоровья
Дорожка здоровья представлена разными сенсорными поверхностями. Для работы с младшими дошкольниками дорожка используется как элемент активной игры. Здесь ребята могут активно проводить время на прогулке. - развитие здоровья детей;
- формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности;
- активные игры, эстафеты, работа со спортивным инвентарем;
- разучивание считалочек, потешек.
18 Веселый ручей
Это искусственно созданный объект. На этой видовой площадке живет семейство уток, крокодил. - развитие речи. Дети могут ответить на вопрос: «Куда плывет семейка?»;
- можно посчитать уточек;
- воспитатель может сочинить сказку о крокодиле;
- беседы о ручье.
19 Фруктовый сад
Фруктовый сад - участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями и ягодными культурами. Назначение фруктового сада дарить радость от общения с природой. - знакомство с плодовыми деревьями;
- знакомство с плодами;
- возможность наблюдать как цветок превращается в плод;
- сбор урожая;
- сказки, стихи, песни о плодовых деревьях.
20
Топкое болото
Это водоем со своими обитателями. Здесь поселились цапли, черепахи, лягушки. На этой площадке ребята могут увидеть представителей фауны с малышами. Познакомиться с лиственным деревом – ива, узнать какие растения растут на болоте. - формирование знаний о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот;
- развивать речь, познавательные способности;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- рассказы об обитателях болот;
- рассказы о растительности болот.
21
Ягодник
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.
- обобщение представлений детей о ягодных культурах;
- об их значимости для здоровья человека;
- закрепление названий ягод;
- умение различать ягоды по внешнему виду;
- загадки и беседы о разнообразных ягодах.
22 Чудо огород
Эта станция представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений. Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. - наблюдение за трудом взрослых;
- посадка и уход за посаженными растениями;
- опытно-исследовательская деятельность;
- наблюдение за ростом растений.
23 Деревенское подворье
Малые архитектурные формы (деревенский домик, колодец, плетень, мельница, телега, фигура бабушки, фигуры животных, пугало. Дети рассматривают объекты; беседуют о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, отгадывают загадки. - знакомство с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, с повадками, питанием, пользой для человека;
- формирование понимание того, что их жизнь тесно связана с человеком;
- воспитание заботливого отношения к ним.
24 Аллея цветов
Это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ. - труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
25 Лесная аптека
На этой видовой площадке можно увидеть разнообразие лекарственных растений, узнать их биологические особенности (лечебные свойства, Это могут быть лекарственные растения: календула, мята, бадан, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная.
- учить распознавать части растений;
- исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.);
проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.