Екатерина Корж
Организация экологической тропы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение.
2. Актуальность.
3. Пояснительная записка.
4. Цели, задачи экологической тропы, участники.
5. Видовые точки маршрута экологической тропы.
1. Введение
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д. В. Веневитинов, 1827 г.
Публикация «Организация экологической тропы в ДОУ» размещена в разделах
Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В представленном материале предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.
2. Актуальность
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
3. Пояснительная записка
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, организация экологической тропы способствует :
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно - воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы.
4. Цели и задачи экологической тропы.
Цель: создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
• Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
• Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.
Участники тропы : воспитатели, родители, воспитанники детского сада.
5. Видовые точки экологической тропы.
На протяжении маршрута экологической тропы 25 видовых точек, т. е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!”
№ п/п Название видовой площадки Описание видовой точки Рекомендации и формы работы с детьми на видовой точке
1 Лесная поляна
Лес – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей Земли! Любите и охраняйте наш лес. Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. - беседа о лесе;
- наблюдения: лесная почва, кустарники, травы, грибы, высокие и низкие деревья;
- кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания белки, птиц;
- следы пребывания человека;
- правила поведения в лесу людям;
- что нужно животным, чтобы выжить в лесу;
- игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет»;
- стихи, загадки, пословицы о лесе.
2 Альпийская горка
Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. - поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают;
- сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы;
- способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
3 Стройная рябина
Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленнный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы. - сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена; - провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей;
- измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева;
- с помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев;
- наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой;
- как человек заботится о деревьях, почему; - работать над описанием дерева, подбирать прилагательные, сравнения, яркие эпитеты.
4
Метеостанция
Это специально оборудованная экспериментальная площадка для наблюдением за природными явлениями. Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, солнечные часы.
- изучение и наблюдение за явлениями природы (осадки, направление ветра,
- использование простых приборов, помогающих определять погоду,
- педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
5
Дубовая роща
Этот участок маршрута усажен представителями лиственных деревьев – дубами. Они еще молодые, но у ребят будет возможность наблюдать за их ростом. - обращение внимания ребят на то, что дуб - лиственное дерево;
- рассматривание рощи;
- сравнивание обычных листьев и хвои;
- беседы о сезонном опадании листьев;
- исследование интересного строения листа.
6
Сосновый бор
На видовой площадке сосновый бор воспитанники могут познакомиться с хвойными деревьями. Увидеть главные отличия их от лиственных растений. - обращение внимания ребят на то, что сосна — хвойное дерево;
- рассматривание хвоинка;
- сравнивание обычных листьев и хвои;
- беседы о сезонном постоянстве хвои;
- сенсорное развитие через исследование коры, веток, шишек.
7
Муравейник
Муравейник представлен в виде холмика из хвоинок и веток растений близ лежащих деревьев. В зависимости от поставленных задач, педагоги временно «заселяют» в него или сделанных из бросового материала муравьев, или приносят в специальной таре настоящих для рассматривания через лупу. И в том, и в другом случае происходит ознакомление с жизнью насекомых, расширяются представления о взаимосвязях, существующих в природе. - педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник;
- рассказывает детям об устройстве муравейника,
интересные факты из жизни этих насекомых;
знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями;
- читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
8 Пасека
Пасека — специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы. Здесь размещены ульи и макеты пчел. Также можно увидеть на пеньке мишку, который кушает мед. - знакомство детей с устройством пасеки, для чего она нужна и чем полезны пчелы для людей.
9
Жужжащий и ползающий мир
Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности. Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края, их узнавания. Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей. - обобщать и уточнять знания детей о различных насекомых, их внешнем виде, особенностях питания, месте обитания;
- формировать представление о взаимосвязи насекомых и растений.
10
Трухлявый пень
Во время экскурсии дети рассматривают пеньки, заглядывают под них находя там различных насекомых.
Эта видовая площадка показывает детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.
- воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево).
- с помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву;
- исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы;
- ищут жуков короедов и следы их деятельности;
- обсуждают роль этих насекомых в природе.
11 Клен
Это дерево стало настоящим украшением парков. У него большие узорные листья, которые имеют пять острых концов. Он красив в любое время года, но осенью особенно приметен. Кленовые листья окрашиваются в самые разные цвета: от традиционного жёлтого до багряного. - беседа о том, чем отличается клен от других деревьев;
- изучение красивых листьев
- рассказ о кленовом соке;
- рассматривание плодов клена.
12
Цветущие кустарники
Декоративный кустарник является живой изгородью между игровыми площадками детского сада. Ранней весной дети наблюдают за цветением кустарника, летом - за появлением плодов, а осенью за их созреванием. У детей имеется возможность находить характерные отличия кустарников от деревьев. - рассказать ребенку чем отличается дерево от кустарника;
- наблюдать за сезонными изменениями;
- совместно с воспитателем обрезать веточки, оформить кусты.
13 Сиреневая сказка
Крупный красивоцветущий кустарник с цветками, имеющими сладковатый запах. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени очень эффектно смотриться. - возможность формировать знания о разнообразии кустарников;
- закреплять умение определять по внешним признакам кустарники;
- вызывать эмоциональный отклик на вид сирени
14 Царство грибов Различные грибы: съедобные и несъедобные. Цель: Знакомить детей с грибами, их разнообразием. - учить различать съедобные и ядовитые грибы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
15
Птичий городок
Наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививаем детям нравственные качества, такие как доброта, заботливое отношение к окружающему миру. Скворечники, сделанные родителями, размещены в пределах видовой площадки. - предназначение скворечника;
- рассматривание домика для птиц;
- наблюдение за птицами;
-слушание писка птенцов;
-слушание пения взрослых птиц;
- слушание пения разных птиц в записи;
- выработка правил поведений.
16 Лебединое озеро
Искусственное сухое озеро с обитателями (фламинго, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности. - наблюдение в разное время года за обитателями: наблюдать за лебедями, водными растениями, насекомыми, за прилетающими к сухому пруду птицами;
- посмотреть, как ведут себя люди на сухом пруду;
- зачем нужны водоемы человеку и животным;
- как растения приспособились к жизни в воде;
- кто живет на берегу;
- что произойдет, если вся вода исчезнет;
- почему нельзя бросать в воду мусор, мыть машины, стирать белье;
- стихи, загадки, пословицы, поговорки о воде;
- игры: «Раз, два, три - рыб назови», «Создай водоем», «Летает, ползает, плавает».
17
Дорожка здоровья
Дорожка здоровья представлена разными сенсорными поверхностями. Для работы с младшими дошкольниками дорожка используется как элемент активной игры. Здесь ребята могут активно проводить время на прогулке. - развитие здоровья детей;
- формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности;
- активные игры, эстафеты, работа со спортивным инвентарем;
- разучивание считалочек, потешек.
18 Веселый ручей
Это искусственно созданный объект. На этой видовой площадке живет семейство уток, крокодил. - развитие речи. Дети могут ответить на вопрос: «Куда плывет семейка?»;
- можно посчитать уточек;
- воспитатель может сочинить сказку о крокодиле;
- беседы о ручье.
19 Фруктовый сад
Фруктовый сад - участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями и ягодными культурами. Назначение фруктового сада дарить радость от общения с природой. - знакомство с плодовыми деревьями;
- знакомство с плодами;
- возможность наблюдать как цветок превращается в плод;
- сбор урожая;
- сказки, стихи, песни о плодовых деревьях.
20
Топкое болото
Это водоем со своими обитателями. Здесь поселились цапли, черепахи, лягушки. На этой площадке ребята могут увидеть представителей фауны с малышами. Познакомиться с лиственным деревом – ива, узнать какие растения растут на болоте. - формирование знаний о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот;
- развивать речь, познавательные способности;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- рассказы об обитателях болот;
- рассказы о растительности болот.
21
Ягодник
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.
- обобщение представлений детей о ягодных культурах;
- об их значимости для здоровья человека;
- закрепление названий ягод;
- умение различать ягоды по внешнему виду;
- загадки и беседы о разнообразных ягодах.
22 Чудо огород
Эта станция представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений. Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. - наблюдение за трудом взрослых;
- посадка и уход за посаженными растениями;
- опытно-исследовательская деятельность;
- наблюдение за ростом растений.
23 Деревенское подворье
Малые архитектурные формы (деревенский домик, колодец, плетень, мельница, телега, фигура бабушки, фигуры животных, пугало. Дети рассматривают объекты; беседуют о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, отгадывают загадки. - знакомство с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, с повадками, питанием, пользой для человека;
- формирование понимание того, что их жизнь тесно связана с человеком;
- воспитание заботливого отношения к ним.
24 Аллея цветов
Это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ. - труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
25 Лесная аптека
На этой видовой площадке можно увидеть разнообразие лекарственных растений, узнать их биологические особенности (лечебные свойства, Это могут быть лекарственные растения: календула, мята, бадан, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная.
- учить распознавать части растений;
- исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.);
проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.