Татьяна Мосеева
Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы
В Федеральном законе «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 2010 прописана необходимость совершенствовать формы работы дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников, также отмечается важность реформирования в системе образования на принципах гуманизации педагогического процесса. Исходя из данного документа, перед воспитателями поставлена такая задача, как привлечение родителей к активному участию в воспитании и образовании своих детей, оптимизируя формы, методы и средства взаимодействия с родителями.
Публикация «Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам и там большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи[5]. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития[5].
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства «семья – дошкольная образовательная организация», как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Педагогический процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности [4, с. 187].
В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.
В узком смысле - это сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой - то более конкретной задаче: нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко - направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения. В широком педагогическом процессе может функционировать сразу несколько педагогических «мини - процессов»
Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольной образовательной организации :
- учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;
- решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
-учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
- стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка» [3, с. 259].
Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (в данном случае семьи и дошкольной образовательной организации) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами - стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) - длительный и сложный процесс, связанный с прохождением обязательных этапов, на которых происходит изменение установок у родителей и педагогов [2, с. 5].
В дошкольной образовательной организации (далее ДОО) уделяется особое внимание взаимодействию с семьей, так как педагоги заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Диалог между педагогами и родителями строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Развитие такого взаимодействия предлагает прохождение следующих принципов:
- первый принцип : доверительные отношения.
- второй принцип: создание атмосферы уважения каждого ребенка.
- третий принцип: открытость дошкольного учреждения.
- четвертый принцип: предоставление возможности сотрудничества.
- пятый принцип: общение.
- шестой принцип: единство целей развития ребенка в семье и дошкольной образовательной организации.
- седьмой принцип: выстраивание партнерских отношений.
- восьмой принцип: взаимная ответственность.
- девятый принцип: уверенность родителей в конфиденциальности общения воспитателя и членов семьи.
- десятый принцип: показ пользы взаимодействия для семьи.
В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Как показывает анализ массовой практики, наиболее традиционными формами работы, по мнению воспитателей и родителей, считаются родительские собрания, индивидуальные беседы. В системе педагогического воспитания родительские собрания занимают особое место в силу их многоцелевого характера [1, с. 32].
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Используется: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр и другие[1, с. 51].
В ходе проведенного нами констатирующего исследования особенностей организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями выдвинули гипотезу, что использование разнообразных коллективных и индивидуальных форм работы дошкольной организации с семьями воспитанников способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.
В исследовании принимали участие 20 родителей детей первой младшей группы «Капельки» на базе МКДОУ№3 «Белоснежка»
Основным методом исследования на первом этапе работы являлось анкетирование родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива». На основе данных обработки анкет была составлена сводная таблица результатов исследования. Проведенное анкетирование показало, что 79 % респондентов удовлетворены работой дошкольной образовательной организации и его педагогического состава 8 процентов респондентов не удовлетворены, 13 процентов затруднились ответить. Эти показатели отражены в диаграмме.
На практике мы опробовали практическую реализацию форм взаимодействия с родителями, которые проводились в 4 направлениях:
1. Информационно–аналитическое взаимодействие, например, анкетирование, опросы. Получив реальную картину на основе собранных данных, проанализировали специфику семей и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2. Познавательное направление- это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Важно было решить следующие задачи: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; установление доверительных и партнерских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. В течение года проводили занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; беседы с детьми и родителями, занятия с участием родителей, совместное участие в создании предметно-развивающей среды.
3. Наглядно – информационном направление: изготовлены папки – передвижки; оформлен родительский уголок, семейный и групповой альбомы; фотомонтажи из жизни группы
4. В досуговом направлении были проведены праздники, занятие - практикум.
В результате проделанной работы и использовании разных форм и методов общения с родителями, повышалась их психолого-педагогическая грамотность, все меньше становилось недоверчивых и родителей – наблюдателей.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Использование разнообразных коллективных и индивидуальных форм работы дошкольной организации с семьями воспитанников способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.
Теоретический анализ методической литературы позволил сделать выводы о том, что педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой. Воспитателю необходимо понимать специфику педагогического процесса в дошкольной образовательной организации для того чтобы правильно организовать работу с родителями детей.
Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Основная цель такого взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Учитывать возрастные особенности детей необходимо для получения максимального эффекта в воспитательной деятельности. От этого зависит, насколько ребенок будет себя чувствовать комфортно в своем развитии. Необходимо активно использовать разнообразные коллективные и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время, это способствует созданию отношений взаимопонимания и сотрудничества.
Список информационных источников
1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. Управление. – 2007. – № 2. – С. 5-6
3. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013. – 512с.
4. Смирнова, Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет: учебник для педагогических вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М: Школа-Пресс, 2007. – 238с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. [Интернет - ресурс] : https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe- obrazovanie/fgos /fgos-do.html. Доступ свободный.