уд
Организация взаимодействия с социальными партнерами по патриотическому воспитанию через использование проектного метода
▼ Скачать + Заказать документы
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. Но, дошкольное образовательное учреждение не может решить эту задачу самостоятельно, поэтому развитие взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными институтами является одним из ведущих условий достижения поставленной цели. Расширение образовательного пространства дошкольных образовательных учреждений позволяет не только передавать детям опыт предшествующих поколений, но и создавать условия для развития творчества, стимулировать интерес к познанию.
Публикация «Организация взаимодействия с социальными партнерами по патриотическому воспитанию через использование проектного метода» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В проекте «Национальной доктрины образования» в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. А. Сухомлинский, а воспитание патриотических чувств без воспитания сердца невозможно. Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребенка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, старшему поколению. Как показывает образовательная практика, такую возможность дают инновационные подходы, позволяющие расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Базируясь на психологических исследованиях, старшие дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальные эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности. Поэтому была выдвинута ведущая педагогическая идея создания системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Целью образовательной деятельности стало формирование нравственно-патриотических чувств, гражданской позиции и национальной гордости у старших дошкольников.
Задачи: создание культурно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении; повышение компетентности родителей в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием; объединение усилий семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств; способствование общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа; формирование краеведческих знаний у детей; воспитание нравственно-патриотических качеств : гуманизма, гордости, ответственности за сохранение и приумножение богатств своего родного края, страны.
Комплексное взаимодействие всех субъектов деятельности, направленное на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника и осуществляется на условиях: гуманизации отношений; равноправного сотрудничества; деятельностного подхода со стороны всех участников образовательного процесса.
При этом сотрудничество строится на основе педагогических принципов:
- принцип взаимосотрудничества - представляет собой способ организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;
- принцип гуманизации – установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социального здоровья ребенка;
- принцип деятельностного подхода – упор делается на объединение всех программ в одно предметное поле, развивающую среду;
- культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какому-то народу, государству;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – ориентирован на каждого ребенка, где ему создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей.
Для реализации этих принципов необходима благоприятная развивающая среда. Взаимодействие с семьей и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно-патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе. Для этого в дошкольном образовательном учреждении создана такая атмосфера, в которой преобладают доверительные гуманные отношения, перспективы личностного роста. В ней заложены возможности творчества, эстетического и нравственно-патриотического развития, получения наслаждения от совместного общения и действий в целом.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется по следующим направлениям: развитие поискового поведения у старших дошкольников; формирование знаниевого компонента; воспитание нравственно-патриотических чувств. В ходе реализации любого проекта перед педагогами стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка, таким образом, вовлекая его в социально-значимую деятельность. Поэтому содержание деятельности по формированию патриотических чувств у дошкольников происходит через использование совместных социально-значимых проектов, которые принесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнеров, так и содержание образовательного процесса. Содержание распределено по блокам: мой детский сад; будем Родине служить; моя малая родина; моя семья; страна, ее символика, культура и традиции, земля – наш общий дом.
Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые. В содержание проектов включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы : занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходит на выставках, конкурсах, практических занятиях, акциях.
В ходе проектной деятельности значимые взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным и отеческим отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на самообразование.
Применение технологии проектирования актуально и очень эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств и в дальнейшем позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения.
Успешной реализации задач способствуют новые формы работы, включающие единый цикл социально-ориентированных, коммуникативных и творческих акций, направленных на воспитание гражданской позиции и патриотических чувств, обогащение «живого» опыта, становление уровня социальной компетентности детей и взрослых. Программа социально-ориентированных акций включает : концерты для пожилых людей, государственные, спортивные, фольклорные и православные праздники; экологические акции; экскурсии в храмы и музеи, библиотеки, школы, центры дополнительного образования, к памятным местам города; создание средств визуальной информации; конкурсы «Семейный герб», «Генеалогическое древо», «Самые замечательные сердца»; дни открытых дверей и презентаций. Все это способствует сплочению детско-родительского коллектива и социального окружения, активному коммуникативному взаимодействию, приобретению нового социального опыта, росту профессионального мастерства педагогов и специалистов.
Таким образом, взаимодействие с социальными партнерами, является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и социума оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы. Так постепенно и появляется главный результат социального партнерства – формирование нравственно-патриотических чувств, новые взаимоотношения детей и педагогов с социумом, успешная адаптация дошкольников в общество. Участие заинтересованных родителей и представителей различных организаций и учреждений в решении актуальных вопросов формирования нравственной позиции дошкольников поистине делает данное направление приоритетным и повышает качество организации жизнедеятельности детского сада.