Лариса Панкратова
Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В ДОУ действует группа для детей с РАС. Основной целью работы с этой категорией детей, является повышение их качества жизни – это значит, чтобы ребенок стал более самостоятельным, независимым и адаптированным к окружающей среде. Учитывая, что возможности ребенка с РАС существенно ограничены, необходимо образовательную среду приспособить к его потребностям.
Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что у них с трудом формируются временные представления, понимание структуры времени и последовательности событий. События, происходящие в течение дня, оказываются для них неупорядоченными, бессвязными, хаотичными. Дети с РАС не знают, в какой момент совершаются определенные социальные действия.
Публикация «Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Бережливость. Бережливые технологии
- Старшая группа
- Темочки
Таким образом, необходима работа по организации времени, включающая упорядочивание режима дня и составление расписания.
При организации работы в группе для детей с РАС, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация : посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, условные обозначения. На красочной картинке изображен порядок действия в той или иной ситуации.
Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности группы. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, используется метод воздействия на сенсорику. Например, в зоне открывания дверей, где ребенок должен быть бдительным, нанесены полоски желтого цвета.
Порядок в шкафах. В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами одевания вещей. Инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Дома такие же инструкции висят в шкафу или рядом.
Агоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук – обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами и каждым родителем стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. Научными исследованиями подтверждено, что эта несложная манипуляция на 50-60% снижает риск кишечных инфекций и на 15-20% - возможность заряжения гриппом, Ковит, ОРВИ. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими неаккуратными ровесниками.
Порядок в группе. В группе наклеены картинки где что должно находиться и теперь дети четко знают, где находятся ножницы и клей, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Дома советуем родителям наклеить картинки на места, где должны располагаться те или иные игрушки.
Расписание дня. Состоит из карточек с ситуациями в течении дня. Дети с утра видят какие события будут происходить сегодня.
Визуальное расписание занятий для ребенка ненавязчиво подсказывает ему, чего ожидать от каждого нового дня. Для детей с РАС очень важна предсказуемость событий – неожиданные «сюрпризы» могут надолго выбить их из колеи, встревожив и напугав. Поэтому ежедневные визуальные расписания (ВР) широко используются воспитателями и другими специалистами, работающими с аутичными детьми.
Визуальное расписание в педагогической сфере признано одним из самых действенных способов упорядочения жизнедеятельности воспитанников. Как и другие аналитические практики, оно делится на последовательные шаги, а в целом работа с визуальными расписаниями может быть очень увлекательной для многих детей с аутизмом.
Таким образом, целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдение чистоты и многие другие.