Ксения Кривоухова
Организация в ДОУ семейного клуба как эффективная форма сотрудничества с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – первый и основной фактор успешной социальной адаптации ребенка. Ее включенность в работу образовательного учреждения, степень контакта родителей и специалистов, наличие общих целей и алгоритмов действий показывают качество воспитательно-образовательной работы в детском саду, эффективность запланированных мероприятий, уровень психологического комфорта в детском и взрослом коллективе.
В настоящее время изменилось отношение государства к семье. Стала другой и сама семья. Именно родители являются первыми наставниками и педагогами своих детей, а дошкольное учреждение активно помогает семье.
Как сказано в документе, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе.
Современные родители должны понимать, что воспитание ребенка в большей мере зависит именно от семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. К сожалению, воспитательная функция современной семьи в настоящее время реализуется недостаточно. В наше время родители уделяют все свое внимание материальной стороне, считая, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие – дело детского сада и школы. Однако, семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
Сегодня речь уже идет не просто об обмене информации между родителями и педагогами детских садов о развитии, успеха и трудностях ребенка. Социальное партнерство детского сада и семьи означает совместную деятельность обеих сторон образовательного процесса в условиях открытости и сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение на равных, где ни кому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были им интересны. Одной из нетрадиционных форм работы с родителями является создание семейного клуба.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители (законные представители) стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей (законных представителей).
Данная работа направлена на членов семей детей всех возрастов, ведь если привлечь и заинтересовать родителей (законных представителей, то можно выработать систему успешного сотрудничества детского сада и родителей (законных представителей).
Семейный клуб «Веста» создан для любящих родителей (законных представителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.
Что такое семейный клуб «Веста»?
Это встречи с родителями (законными представителями) и воспитанниками в нетрадиционной обстановке, на которых родители (законные представители) получают информацию на интересующие их вопросы и темы. Для закрепления полученных знаний им предоставляется возможность самим на практике научиться разным методам и приёмам обучения, поучаствовать в играх, почувствовать себя в роли детей. На заседаниях семейного клуба специалисты консультируют родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей, дают рекомендации по организации занятий дома, отвечают на интересующие вопросы, а также обучают практическим знаниям и умениям.
Цель семейного клуба
Расширение форм работы с родителями (законными представителями, привлечение к активному участию в воспитательно - образовательном процессе.
Задачи клуба:
• Повысить психолого - педагогическую грамотность родителей (законных представителей)
• Обучить родителей (законных представителей) игровым методам и приемам на занятиях с ребенком
• Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка
• Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
Структура работы
Программа клуба предусматривает 9 мероприятий в год (одна встреча в месяц). Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждая встреча рассчитана на 40-60 минут.
Предложенная программа детско-родительского клуба «Веста» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм встреч. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители (законные представители) или члены семьи
Формы работы клуба
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
• решение педагогических ситуаций;
• мастер-классы;
• творческие мастерские;
• семинары-практикумы, игровые тренинги, круглые столы, гостиные;
• выпуск памяток, буклетов, шпаргалок для родителей;
• обмен опытом семейного воспитания;
• совместные праздники, досуги, спортивные мероприятия.
Детско–родительские встречи проходят в теплой, уютной обстановке, у нас нет зрителей, все – участники. Вся совместная деятельность детей и родителей направлена на повышение роли семьи в жизни каждого, на формирование личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком. Во время детско-родительских встреч дети получают новый опыт общения с родителями, развиваются социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности. Все для того, чтобы дети в семье чувствовали себя уверенно и спокойно, чтобы родители любили своих детей безусловно и принимали такими какие они есть. А это предпосылки того, что наша дети вырастут успешными и счастливыми.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутри семейная, но и меж семейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Вся деятельность нашего клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей.
В клубе складываются теплые, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми. На заседаниях клуба, когда ребенок вместе с родителями принимает участие в различных мероприятиях, происходит удовлетворение потребности воспитанников быть принятым, понятым, признанным, позитивно оцененным. Постоянные участники клубных мероприятий отмечают позитивные изменения, как у детей, так и у взрослых. Их отличает доброта и отзывчивость, отсутствие вредных привычек, большой творческий потенциал, умение взаимодействовать с другими людьми, общая благополучность жизни.
Мы уверены, что наших воспитанников, окруженных атмосферой добра, любви и понимания, ждет большое будущее. Все, что мы вкладываем в дочерей и сыновей, непременно возвращается. Силы, время, деньги, отданные ребенку, никогда не будут напрасными. Наши дети совершенно справедливо требуют к себе внимания, которое позже нам вернется сторицей от их благодарных сердец.