Волкова Наталья Юрьевна
Школа для родителей как форма сотрудничества специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа для родителей» как форма сотрудничества специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием были поставлены и новые целевые ориентиры, предполагающие активность, открытость, доступность, привлечение, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Публикация «Школа для родителей как форма сотрудничества специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» июнь 2024
Главная задача, которая сейчас остро стоит перед системой образования - это предоставить родителям (законным представителям) ответственность за результат (продукт) учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Ведь именно родители выступают самыми заинтересованными участниками воспитательно-образовательного процесса и предъявляют высокие требования к качеству получаемого образования и развития своих особенных детей.
Важно создать условия для плодотворного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, чтобы обеспечить полноценное развитие каждого ребенка. Родители детей с ОВЗ играют особую роль в обучении и воспитании своих детей, поэтому важно поддерживать их и оказывать необходимую помощь и поддержку. Взаимодействие между специалистами и родителями должно быть основано на доверии, понимании и уважении, чтобы помочь детям достичь успеха не только в образовании, но и в жизни.
Именно родители наших детей являются основными социальными заказчиками ДОУ, а взаимодействие всех специалистов детского сада с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи, поэтому так важно обеспечить эффективную и плодотворную работу с родителями, которая будет основываться на принципах равенства, самоотдачи и заинтерсованности обеих сторон.
Как показывает практика, наиболее высокая явка родителей на мероприятия, проводимых в ДОУ – это совместные тематические праздники, утренники, соревнования, развлечения, концерты, то есть те позиции, которые доставляют положительные эмоции. Родители посещают такие мероприятия с большим удовольствием, часто приходя на праздники всей семьей, ведь они видят своего ребенка довольным, нарядным, в отличном настроении и всегда в ситуации успеха, при этом сами родители тоже испытывают положительные эмоции. Таким образом происходит обмен положительными эмоциями и чувствами между родителем и ребёнком, а также между педагогами ДОУ, что приводит к установлению доверительных отношений между всеми участниками процесса.
В акциях, проводимых в саду, выставках, ярмарках, конкурсах также участвует большая часть родителей. Родители готовы поделиться своими творческими успехами, талантами, показать свою семью с самой лучшей стороны: дружной, активной, сплочённой, творческой и просто любящей и принимающей себя такой, какая есть!
Если брать такую форму работы с родителями, как информационно – аналитическая (опросы, анкетирование, тестирование, интервью, беседа) – обнаруживает самый наименьший процент участвующих родителей. Обыкновенно родители очень заняты, озадачены своими проблемами и не имеют возможности уделить время для того, чтобы пройти опрос и четко вникнуть и ответить на вопросы, боясь допустить ошибку и дать неверный ответ. Возможно, присутствуют и такие факторы, как недоверие к тому или иному виду опроса; разоблачение анонимности и, как следствие, изменение отношения педагога к родителю в связи с полученными ответами; недооценивание значимости аналитической работы над тем, что приносит положительные эмоции.
На индивидуальные и групповые консультации, проводимые в ДОУ, родители приходят, как правило, по двум причинам: 1) потому что им необходимо решить свою сложившуюся проблему, т. е. по своему запросу к специалисту, 2) когда сложившаяся ситуация выходит из-под контроля и родителей вызываем мы - специалисты ДОУ.
Круглые столы, семинары, лекции по какой-либо заявленной тематике, проблеме, собирают обычно еще меньшее количество родителей (бывает, что приходят единицы). В основном это мамы наших воспитанников. Папы, как правило, не частые гости на таких мероприятиях. А уж увидеть обоих родителей одновременно, является непосильной задачей.
Считаем, что одним из недостатков лекционной формы работы по данному направлению – это неравенство педагога и родителя. Лектор - педагог стоит всегда на ступеньку выше родителей : «Я знаю, а вы – нет. Поэтому вы здесь, и я вас учу». Многим родителям такие мероприятия не интересны, не несут пользы и информативности. Ведь во многих вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ, наши родители знают гораздо больше и готовы сами преподать «урок», научить нас, профессианалов-педагогов, это связано с тем, что каждый ребёнок индивидуален и каждый родитель имеет свой ключик к его сердцу. А что ещё более важно, что не нужно упускать со счетов тот факт, что некоторые родители очень много читают, самообразовываются и развиваются.
Задача, которую мы поставили перед собой: изменить позицию родителей с позиции сторонних наблюдатели в позицию – активных участников!
Новые подходы требуют и новых форм взаимодействия и сотрудничества специалистов детского сада и родителей.
Такой формой в нашем ДОУ, а именно, в коррекционном корпусе для детей с ОВЗ ( дети с различными нарушениями: дети с ЗПР, с нарушением интеллекта, аутистическим спектром, синдромом Дауна и других множественных нарушений) стала Школа для родителей «Развивайся, малыш!», которая распахнула свои двери в 2009 году и работает по сей день. Имеет все необходимые документы: положение, приказы, акты, планы работы, дидактические материалы и пр.). За все время своего существования, произошли значительные изменения работы в данной школе.
На сегодняшний день отличительной особенностью нашей школы является активное участие всех субъектов образования (родители, законные представители, дети, педагоги, специалисты). Встречи в школе для родителей проходят в конце каждого месяца и готовятся всеми специалистами учреждения при активном участии педагога-психолога. Участниками со стороны родителей становятся все желающие. За последний год в нашей школе увеличилось не только количество мам, но и появились папы, бабушки – что нас всегда очень радует!
Цель деятельности «Школы для родителей» - обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также создание условий для оптимизации детско-родительских отношений и обогащения совместного эмоционального опыта семьи, помощь семьям в освоении оптимальных способов взаимодействия с ребенком. Поддержка самостоятельности, инициативы, творческих проявлений участников. Важной задачей является формирование позитивного отношения к особенностям развития детей с ОВЗ и создание поддерживающей среды в детском дошкольном учреждении.
Ведущий Школы для родителей – это воспитатель, учитель – логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры. Он не читает лекцию, а предлагает тему встречи, задает вопросы, вовлекая родителей в работу и обсуждение, транслируя участникам: «Нам важно ваше мнение и ваш родительский опыт по данной проблеме». А это - позиция равенства и партнерства.
Наше сотрудничество «специалист-родитель» понимается как общение на равных, где никому не принадлежит привилегия учить, указывать, контролировать и тем более оценивать. Взаимодействие представляет собой новый уникальный способ организации совместной деятельности. Мы партнеры, соратники, друзья.
В рамках Школы для родителей проводятся акции : «Поделись добротой», «Золотое сердце», «Выходной в кругу семьи», «Семейные традиции», конкурс «Самый лучший папа». Целью конкурса «Самый лучший папа» стало: привлечение пап к заинтересованности жизнью вне семьи своего ребенка, их активности, а также пропаганда семейных ценностей, возрождение традиций и культуры семейных отношений, повышение статуса и роли мужчины-отца в современной семье. Конкурс проводился по трем номинациям: видео, фотоколлаж и литературное слово.
Отрадно, что очень много пап откликнулось и приняло активное участие во всех заявленных номинациях и стали победителями! В свою очередь, дети наслаждались тем, что именно их папа здесь на сцене и переполняющие их эмоции передавались окружающим.
Очень интересно и познавательно проходят мастер-классы, видео презентации занятий «Родитель – ребенок», где каждый родитель показывает свою игру, упражнение, развивающее занятие с ребенком в домашних условиях с помощью подручного и доступного материала, записывает видео и представляет свой продукт труда в родительском чате. Участники делятся своим собственным опытом, подходом к своему особому ребенку. Родители просматривают видеопрезентации, обмениваются мнениями, каждый участник делает собственные выводы и с лёгкостью может воспользоваться полученным материалом и использовать в работе уже со своим ребенком.
А в завершении каждого занятия, нашей встречи мы всегда используем вопросы:
- Что самое ценное вы взяли из сегодняшней встречи?
- Как будете использовать полученный опыт?
- Как хотелось бы завершить нашу встречу?
После каждой встречи в «Школе для родителей» участники оставляют свои пожелания, предложения, слова благодарности для педагогов ДОУ в журнале обратной связи, а мы с благодарностью принимаем и стараемся внедрить заявленные идеи.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашем детском саду сложилась определённая система в работе с семьями воспитанников. Использование разнообразных форм работы дало определё нные результаты: родители стали полноправными, активными участниками встреч и незаменимыми помощниками воспитателя. Сложилась атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания.
Однако мы еще отмечаем, что пока инициатива больше исходит всё-таки от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают ее, а кто-то уже начинает вносить свои идеи и предложения. Дальше - больше.
Закончить своё выступление хотелось бы следующими словами:
В нашей работе все равны,
Нет главных и второстепенных.
Педагог и родитель объединены,
Чтоб достичь результатов отменных.