Сергейчик Анна
Организация условий для игры в группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря об условиях для разворачивания сюжетных игр, мы подразумеваем организацию среды. ФГОС не только оговаривают условия, но и дают рекомендации, в том числе и относительно организации пространства. Так предлагается делить помещение на три зоны: рабочую, активную и спокойную. Для игр отводится спокойная зона. Там предлагается размещать оборудование и атрибуты.
Публикация «Организация условий для игры в группе (из опыта работы)» размещена в разделах
Непосредственно помещение сложно четко зонировать на три части, поэтому зоны взаимопроникают друг в друга, следуя принципам ФГОС. Так для дидактических, к примеру, игр необходимы столы, которые располагаются в рабочей зоне. Для игры в пограничников или пожарных могут понадобиться скакалки или мячи, которые располагаются в спортивном уголке активной зоны.
Но несмотря на такие «сложности», мы стараемся учесть особенности детских потребностей в пространстве и разной степени активности. Так, уголок для игры в «Дом» находится в дальнем непроходном углу группового помещения и отделен от остального помещения «кухонным модулем». Это позволяет девочкам вести размеренные беседы за чаепитием, а дети, только входящие в их игру, попадают под влияние атмосферы спокойствия и уединения и их настрой тоже меняется. Там же, рядом расположена «Больница», так как сюжеты дома и больницы дети очень часто связывают друг с другом.
Еще один крупный игровой модуль в нашей группе – корабль. Несмотря на то, что это место для сюжетной игры, он подразумевает более активные диалоги и перемещения, поэтому расположен отдаленно от кукольного дома и ближе к активной зоне с физкультурным оборудованием.
Все атрибуты разместить в какой-то игровой зоне невозможно, да и не целесообразно, поэтому часть из них находится в дидактическом шкафу, к которому у детей свободный доступ. Атрибуты могут заменяться как по инициативе взрослых (если мы видим, что сюжеты становятся однообразными, так и по собственной инициативе детей.
Еще один вид сюжетных игр – режиссерские, мы чаще их называем драматизациями. Для свободных театральных игр в нашей группе имеется ширма со сменяющимся задником и набор кукол разного вида и разных «наборов», то есть, герои в достаточном количестве и разнообразии для разворачивания разных сказок. Коробки со сменными декорациями и куклами так же в свободном доступе для детей, как и музыкальные инструменты, которые дети могут использовать как для непосредственно игры с муз. инструментами, так и для того, чтобы организовать муз сопровождение для театрального представления, например.
Кроме того, возможности для разворачивания сюжетов не ограничиваются конкретными зонами. Дети внутри сюжета могут спокойно перемещать героев во всем пространстве группы, это так же дает возможность «повернуть» сюжет в новое русло.
Организация среды таким образом позволяет не только соблюсти право ребенка на свободу действий и творчества, которое прописано в декларации прав ребенка, но и предоставляет возможности для развития самостоятельной личности – ребенка с таким качеством личности требуют выпустить из ДОУ новые федеральные государственные стандарты.