Наталья Кравченко
Организация творческих игр в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Организация творческих игр в детском саду
Слайд 2
«. Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е. А. Покровский
Слайд 3
Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу.
А. С. Макаренко
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Слайд 4
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Публикация «Организация творческих игр в ДОУ» размещена в разделах
Определение ведущего вида деятельности дано А. Н. Леонтьевым: это деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития. Это деятельность, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребенка.
Слайд 5
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Г. К. Селевко)
Слайд 6
Функции игры:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- терапевтическая;
- самореализации;
- социализации
Слайд 7. Творческие игры – игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами
сюжетно – ролевые
театрализованные
конструктивно – строительные
дидактические
Участие в творческих играх стимулирует ребёнка проявлять смекалку, раскрывать свои таланты, искать пути правильного решения, выбирать из нескольких вариантов один, самый верный.
Слайд 8
Один из принципов Стандарта:
Реализация Программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.
Слайд 9
Программа «Детство». При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы стал раздел «Игра как особое пространство развития ребенка.»
Слайд 10
Факторы реализации игры:
установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
включение всех видов игр в педагогический процесс;
своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности; перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры
Слайд 11
Условия эффективности развития игр:
свободное и добровольное включение детей в игру;
дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;
достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
Слайд 12
Критерии обязательные
1. Безопасность игрушки.
1.1. О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата РОСТЕСТа. В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.
1.2. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх или тревогу.
1.3. В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.
1.4. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
1.5. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.
Слайд 13
Критерии обязательные
2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка.
3. Привлекательность игрушки для ребенка.
4. Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно- нравственное воспитание).
5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании.
Слайд 14
“Воспитатель должен стать по крайне мере соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под свою группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы своих детей”
Н. А. Короткова
Слайд 15 - 18.
Рассмотрим конкретные примеры игр.
Сюжетно-ролевые игры.
В программе детского сада указана тематика обязательных игр этого вида. К ним относятся "Семья", "Детский сад", "Школа", "Магазин", "Больница", Парикмахерская". Задача взрослых - создать соответствующую теме игры атмосферу в группе или доме. Для этих игр нужно подготовить набор необходимых атрибутов. Например, для игры "Семья" должен быть организован уголок "Кухня", где имеется и посуда, и мебель, и макет печки, и муляжи продуктов питания. Идеальный вариант - это обустройство еще и кукольной спальни, и ванной. Принимая участие в этом виде деятельности, дети учатся манипулировать предметами быта, применять их по назначению. Творческие сюжетно-ролевые игры предполагают наличие нескольких участников. Маленькие игроки развивают сюжет, спонтанно придумывают развитие событий, создают проблемы и тут же учатся искать компромиссы Хорошо, когда в условиях детского сада или дома созданы условия для того, чтобы ребята могли в одной игре соединять несколько сюжетных линий. Например: школа - семья - магазин. Развитие сюжета может быть следующим: папа отводит ребенка в школу, идет в магазин за покупками, а мама тем временем готовит дома обед. Сценарий дети придумывают сами, распределяют роли игроки между собой также самостоятельно. Творческие игры дошкольников (именно сюжетно-ролевые) могут быть самых разных тематик. Например на свежем воздухе можно организовать такой вид деятельности, как "Стройка", "Огород", "Ферма", "Зоопарк", "Транспорт".
Слайд 19 - 20.
Театрализованные игры
Данный вид деятельности способствует развитию всех психологических процессов дошкольника: мышления, памяти, воображения, внимания. Участие в играх-драматизациях у малыша воспитывает такие личностные качества, как отзывчивость, самостоятельность, инициативность, эмоциональность. Кроха учится понимать настроение героя и передавать его, осваивает способы внешнего выражения чувств при помощи мимики и голоса. Творческие игры детей дошкольного возраста театрализованной направленности объединяют малышей общей идеей, мотивируют их дружно взаимодействовать в коллективе.
Приведем примеры данного вида деятельности: Кукольный театр: пальчиковый, на фланелеграфе, на руке, теневой, театр живой куклы. Игры-спектакли. Театрализованные действия: праздники и утренники. Драматизации по известным детям художественным произведениям. Чтобы театрализованные творческие игры максимально выполняли свою цель, взрослыми должна быть проведена соответствующая предварительная подготовка. Она включает в себя приобретение или самостоятельное выполнение атрибутики: костюмов, масок, кукол. Кстати, делать их можно вместе с детьми, что будет еще одним хорошим способом развития творческих способностей маленьких непосед.
Слайд 21.
Конструктивно-строительные игры
Эта разновидность творческой игры формирует у ребенка умение ориентироваться в пространстве, устанавливать и соотносить величину и пропорции предметов (кубиков, цилиндров, кирпичиков, камешков, постигать простейшие законы физики. Участвуя в этом виде деятельности, малыш знакомится с профессией строителя, архитектора, дизайнера. Такие творческие игры для детей практически всегда переплетаются с сюжетно-ролевой игрой. Дети не просто манипулирую муляжами строительного материала, но и разыгрывают целую сюжетную линию. Они распределяют роли (водитель, строитель, бригадир, договариваются о цели игры, разыгрывают разные ситуации. Опять же, чтобы игра была интересной для детишек и выполняла свои воспитательно-обучающие функции, нужно максимально обеспечить ее проведение необходимой атрибутикой. Это должны быть разнообразные конструкторы, наборы кубиков, игрушечный транспорт разного вида (грузовики, тракторы, подъемные краны, наборы инструментов, песок.
Слайд 22.
Дидактические творческие игры детей дошкольного возраста
Если названные ранее виды деятельности предполагают участие нескольких детей, то в дидактических играх может участвовать один ребенок. Здесь задания даются на развитие художественных способностей, логического мышления, фантазии, проявление смекалки. Рассмотрим примеры подобных игр для детей дошкольного возраста. "Клякса". На лист капается краска в виде кляксы. Задание: преврати кляксу в предмет. Ребенок дорисовывает какие-либо элементы, чтобы изображение приобрело черты воображаемого им предмета. "Чудо-палочки". Из счетных палочек на столе выложен квадрат или треугольник. Задание: добавь палочки так, чтобы фигура стала напоминать какой-нибудь предмет. "Картины из крупы". У ребенка на листике нарисован эскиз животного. В тарелочках предложены разные крупы (макаронные изделия, семена овощей). Задание: оформи аппликацию теми материалами, которые тебе нравятся. Ребенок подбирает крупы по цвету, структуре и приклеивает их на эскиз. Заключение Творческие игры, какого бы вида они ни были, должны выполнять свою основную функцию - развивать ребенка во всех направлениях, в том числе и в творческом. А чтобы результативность их была эффективной, важно организовать их с учетом тех рекомендаций, которые были указаны. При наличии необходимых материалов и атрибутов игры будут проходить весело и интересно.
Слайд 23. Спасибо за внимание.