Мария Мыцыкова
Организация театрализованной деятельности на занятиях в ДОУ как аспект индивидуализации образования
▼ Скачать + Заказать документы
Организация театрализованной деятельности на занятиях в ДОУ как аспект индивидуализации образования.
Занятия по театрализованной деятельности создают такие условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Публикация «Организация театрализованной деятельности на занятиях в ДОУ как аспект индивидуализации образования» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через его образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет свою нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно такая способность к идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на каждого ребенка. Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время. Желательно, чтобы все организованные формы проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности) в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-нибудь праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.
В такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения невнимательных, неусидчивых детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.
Если ребенок не может выразить определенные чувства, эмоции, ему поможет работа с куклой. Такая деятельность позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания.
Хочется отметить, что такое всестороннее влияние на развитие основных психических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика рук, фантазия, воображение, мышление, концентрация внимание и т. д., совершенствование навыков общения, происходящее в процессе изготовления персонажей-кукол, управления ими в процессе театрализованной игры, является коррекционно-развивающим в работе с «особыми» детьми.
Если у ребенка плохо развита произвольная память, заучивание роли прекрасно тренирует ее. Как известно совершенствование произвольной памяти у школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо самим продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Роль педагога в организации и проведении таких театрализаций очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и половые особенности.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный) детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театральной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы «уголок сказки», а так же «тихий уголок», где ребенок может побыть один.
Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предлагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении :
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- представление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Пример организации театрализованной среды можно найти в программе «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой, где говорится о реализации новых форм общения с детьми, индивидуальном подходе к каждому ребенку, о нетрадиционных путях взаимодействия с семьей.
М. Д. Маханева рассуждает о том, что предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.
Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Приемы, направленные на развитие уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети вытягивают любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Для этого необходимо использовать разнообразные приемы :
При этом возникают две основные проблемы:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10 – 12 детей в подгруппе, парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.
Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчеловечных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все дети и взрослые – артисты. И они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть отрицательного героя намного сложнее.
В программе «Детство» для раскрытия индивидуальных способностей ребенка приводится пример творчества детей в речевой, игровой и др. видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер» на занятиях по изобразительной деятельности (рисование афиш, изготовление приглашений, в совместной деятельности воспитателей и детей. В старшей группе целесообразна углубленная работа по развитию речевого творчества. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения жизненного опыта.
Таким образом, правильная организация театральной деятельности на занятиях в ДОУ направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальных качеств личности, понимание внутреннего мира воспитанников.
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб. : КАРО, 2006.
4. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. -М. : Владос, 2004.
5. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Программа «Москвичок» : Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1996.
6. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
7. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2000.
8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.
9. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр-творчество-дети. -М. : МИОО, 1995.
10. Фольклор-музыка-театр : Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие/ Под ред. С. И. Мерзляковой. -М. : Владос, 1999.
11. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. : Владос, 2001.
12. Демченко, Е. Д. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова //Дополнительное образование. - 2004. - N 1. - С. 27-29.
13. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э. Берн. - СПб., 2005.- 240 с.
14. Антонова, Ю. А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. - М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. – Библиограф. : 280-2886 с.
15. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с. - Библиогр. : 410 - 413 с.