Юлия Севостьянова
Организация театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование театральной деятельности в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и переживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности, развивают универсальную способность к творчеству в любой области
Темочки:
Театр привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Сплочение коллектива группы, расширение культурного диапазона воспитанников и родителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через использование театрализованной деятельности в различных режимных моментах. Театральное творчество помогает не только воспитывать, но и обучает с помощью игры, т. к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
Использование театрализованной деятельности в режимных моментах позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся всех областей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.
В своей работе я уделяю большое внимание театральному творчеству. Основными требованиями к организации театральной деятельности являются :
-разнообразие и содержательность тематики, в соответствии с возрастом;
-постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка;
-формирование интереса к театральным играм;
-взаимодействие детей с взрослыми.
Я использую театрализацию в различных видах деятельности.
Театрализованная игра у детей дошкольного возраста развивает:
-эмоциональную сферу (заставляет сочувствовать, сопереживать персонажам, выражать разные эмоции - радость, грусть);
-развивает непроизвольную эмоциональную речь;
-формирует опыт социальных навыков (воспитывает доброту, дружбу).
В работе с детьми я использую театрализованные игры, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации.
Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. Театрализованная деятельность у детей формируется постепенно. Моя задача создать условия для ее проявления и развития. Поэтому в группе мое внимание направлено на обогащение предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда в моей группе организована с учётом требований ФГОС, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
При построении предметно-развивающей среды я учитываю следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
В театральном уголке размещены различные виды театров : фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр резиновых игрушек, конусов, цилиндров, плоскостной, театр вязаных игрушек, тряпичных кукол, театр живых теней, магнитный. В группе имеется музыкальная колонка, сделана подборка музыки, которые используются в различных режимных моментах театрализованной деятельности
Во время ОД я включаю театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей, сказочного героя, либо сказочный персонаж озвученный в мультимедийном пособии. Вводятся персонажи, которые помогают освоить детям те или иные умения и навыки (сказочные персонажи, герои мультфильмов). Так при проведении ОД на тему «Посуда» была приглашена бабушка Федора, которая рассказала детям какая бывает посуда и как нужно обращаться с ней.
Театрализованная игрушка использовалась мною во время привития культурно – гигиенических навыков: «Посмотрите дети, какая нарядная и чистенькая наша кукла Таня. У нее чистые ладошки, чистое личико. Давайте спросим у нее, почему она такая нарядная и аккуратная». Таня «отвечает», что научили ее умываться, сухо полотенцем вытираться, на платьице не брызгать водой. Я спрашиваю у детей, хочется ли им быть такими же чистыми и аккуратными, как Таня. «Давайте сейчас подкатаем рукава повыше, чтоб не замочить их, вымоем руки чисто-чисто, вытрем их полотенцем сухо-насухо. А потом покажем их Тане, пусть она увидит, что мы тоже аккуратные!»
Дети охотно подкатывают рукава, тщательно моют руки, старательно вытираются полотенцем. Затем с особой радостью бегут демонстрировать кукле свои руки. Радуются, когда кукла «хвалит» их: «Молодец, Миша, ручки чистые, даже блестят».
Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) использую потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между мной и ребенком эмоционального контакта, вызывают радостные эмоции у ребенка, особенно, если, произнося потешку, называют его имя. Для закрепления полученных знаний предлагаю детям игровые ситуации. Например: приношу куклу, у которой испачканы руки и лицо. Объясняю детям, что Кема гуляла на улице, оступилась и упала в грязь. Нужно ей помочь, но как? Дети подсказывают, что куклу нужно вымыть. Предлагаю им самим вымыть куклу. Распределяю между ними действия: Саша нальет воду в таз, Лена подкатает кукле рукава, и т. д. Видя, что интерес к игре не ослабевает, предлагаю напоить куклу чаем. Дети предлагаемое принимают и продолжают игровые действия с куклой. Незаметное изменение ситуации делает игру продолжительной и интересной. Конфликтные ситуации между детьми всегда решаю методом отвлечения, стараюсь не использовать порицания. Во время игры воспитываю бережное отношение к игрушке: ребенок берет в руки игрушку, но заметив машину, бросает ее на пол и устремляется к машине. «Сашенька», - останавливаю я его, - ты слышишь, кто-то плачет?» Отвечаю «Мишкиным» голосом: «Уронили меня на пол, чуть не оторвали лапу. Больно мне!» «Не плачь. Мы с Сашей тебе поможем, мы тебя пожалеем. Правда, Саша?» Саша поднимает игрушку, жалеет, утешает мишку. Медведь перестает реветь и просит, чтобы Саша покатал его на машине.
Так же во время прогулки используется театрализованная деятельность. На прогулке предоставляется большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлена свобода передвижения, пространства для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк, драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.
Начиная со 2 младшей группы при проведении различных праздников у нас всегда принимают участия воспитатели вместе с детьми. Они играют роли сказочных персонажей, что доставляет детям огромную радость.
Так незаметно для себя малыши включаются в театральную игру, от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Театральная деятельность находит непосредственное отражение в культурно-досуговой деятельности :
-праздники (тематические, развлечения;)
-рассказы с музыкальными иллюстрациями;
-театральные представления (кукольный театр, инсценировки);
-игры с пением;
-спортивные развлечения;
-забавы
Наблюдая за детьми в процессе всей работы, я пришла к выводу, что использование в игровых ситуациях элементов театрализации является важным средством эмоционального воздействия на детей, способствуя развитию творческого мышления, воображения.
Игры с театрализованной игрушкой помогают раскрепощению ребенка, вырабатывают у ребенка доброжелательное отношение к окружающим, учат правилам поведения и раскрывает их индивидуальные особенности.