Стребкова Олеся Олеговна
Организация совместной и индивидуальной деятельности с детьми во второй половине дня
Вторая половина дня предусматривает :
самостоятельную игровую
и совместную деятельность детей, прогулку.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр, например, со строительным материалом, дидактические, сюжетно-ролевые игры. Это сложный вид игр, и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом, и делом.
Также необходимо уделять время играм – забавам и хороводным играм.
Публикация «Организация совместной и индивидуальной деятельности с детьми во второй половине дня» размещена в разделах
Чтение (слушание) художественных произведений
В вечерние часы воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Всё это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе.
Чтение в вечерние часы проводится не каждый день, а чередуется с другими видами деятельности, например, слушанием музыки, сказок, рассматриванием иллюстраций.
Планируется одно развлечение в неделю. Большим успехом у детей пользуется кукольный театр. В подготовительной группе детей можно обучить вождению кукол и помочь создать свою небольшую постановку, которую они могут показать детям младших групп. Дошкольники с увлечением участвуют в постановках такого кукольного театра.
В часы досуга детям показывают мультфильмы, настольный театр, организуют прослушивание любимых песен, музыкальных произведений.
Игры-упражнения в уголке ФИЗО
Также в вечерние часы могут использоваться и подвижные игры, игры-упражнения в уголке ФИЗО, для развития двигательной активности детей.
Художественно-продуктивная деятельность
Во всех возрастных группах организуется художественно-продуктивная деятельность детей. Дети совместно с воспитателем лепят, рисуют, создают аппликации, как индивидуальные, так и коллективные, изготавливают различные игрушки-самоделки игр на участке: вертушки, лодочки и т. д.
Театрализованная деятельность
Участие педагога в театрализованных играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др., показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий. В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных театрализованных игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа может проводиться как предшествующая работа накануне занятия или с теми детьми, которые не справились с предыдущими заданиями на разных занятиях: по развитию движений, рисованию, вырезанию, конструированию. Он может повторить любимые стихи, песни. При планировании педагог учитывает рекомендации специалистов дополнительного образования ДОУ
Трудовая деятельность
Отводится время и для трудовой деятельности. Раз в неделю во всех возрастных группах организуется уборка групповой комнаты.
Ежедневно вместе с воспитателем складывают игрушки. Дети младших только помогают групп воспитателю, а старшие выполняют работу самостоятельно под его руководством. В старшей и подготовительной группах воспитатель организует ручной труд детей. Они вместе с ним могут изготовить различные игрушки- самоделки для игр.
Воспитатель может также организовать починку книг, пособий.
В младшей группе он выполняет эту работу сам, привлекая детей к посильной помощи: подать бумагу, подержать книгу. В старших и подготовительных группах ребята под его руководством мастерят сами. Организуются игры «Переплётная мастерская» или «Мастерская игрушек».
Во всех группах воспитатель может также давать детям различные трудовые поручения.
Выделяют четыре вида детского труда:
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике, в огороде, в саду);
Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.);
Осуществляется трудовая деятельность в трёх формах :
Поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные).
Дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы).
Коллективный труд (общий и совместный).
Самостоятельная деятельность детей
С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования самостоятельная деятельность детей становится неотъемлемой и обязательной частью педагогического процесса наряду с непосредственно-образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и сотрудничеством с семьями воспитанников.
Иными словами в процессе самостоятельной деятельности дошкольников будут решаться образовательные задачи.
Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность детей, созданная в условиях созданной взрослыми предметно – развивающей среды. Среда должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой (как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми).
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные и другие.)
Сюжетно-ролевая игра является наиболее привлекательной, востребованной и свободной деятельностью.
Для того чтобы сюжетно-ролевые игры стали самостоятельными, продолжительными, увлекательными, творческими, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть особой игровой позицией.
Для того чтобы дети самостоятельно организовывали сюжетно-ролевые игры, необходим переход от традиционного руководства игровой деятельностью, где преобладают обучающая позиция взрослого либо позиция равнодушного созерцателя, к игровой позиции, последовательно изменяющейся в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности и сочетающей в себе дифференцированные игровое взаимодействие в ходе игрового процесса. (видео с/р игры)
Подвижная игра
Этот вид игр любим дошкольниками, они широко используются в педагогическом процессе детского сада.
Умение ребенка организовывать свое свободное время во многом зависит от умения самостоятельно организовывать игры, привлекать других детей. Показателями самостоятельности ребенка в подвижной игре является:
-знание содержания подвижных игр;
-знание способов сбора сверстников на игру;
-знание способов распределения ролей;
-эмоционально - положительное отношение к подвижной игре;
-умение самостоятельно выбрать подвижную игру;
-умение правильно подобрать материал и атрибуты, необходимые для каждой конкретной игры;
-умение объяснить сверстникам новую игру, правила в знакомой игре;
- умение подчиниться правилам, оценить своё поведение и поведение сверстников в игре, подвести итоги.
С целью формирования у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать игровую деятельность двигательного характера можно применить карточки-схемы подвижных игр, где основные компоненты подвижной игры и алгоритм её организации отображается с помощью моделей.
Карточки-схемы подвижных игр в самостоятельной деятельности ребё нок может использовать при условиях:
-ребёнок умеет играть в подвижную игру (она ему знакома);
-ребёнок знает компоненты и алгоритм организации подвижной игры;
-ребёнок умеет читать модели;
-карточки-схемы представлены в предметном пространстве группы, на участке, в спортивном зале и доступны детям.
Дидактические игры
Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Дети самостоятельно выбирают игру, партнёра, правила и действия.
Познавательно-исследовательская деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность детей должна быть организована педагогами не только в форме непосредственно-образовательной деятельности, но и в форме самостоятельной познавательной деятельности детей.
Для этого в каждой группе в течение года создать уголки для познавательно-исследовательской деятельности. Подбор материалов осуществляется в соответствии с содержанием образовательного процесса, разработанного на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей.
Для возникновения и формирования самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности у большинства дошкольников необходима на первом этапе поддержка педагога.
Педагог может стимулировать познавательную активность детей, обращая внимание на разные свойства окружающих материалов, на их изменения при намокании, нагревании, высыхании и т. д. Главное при этом, чтобы дети действовали самостоятельно и узнавали свойства того или иного материала через их «открытие» путём проб и ошибок. Самостоятельная деятельность отличается от организованной тем, что в самостоятельной деятельности дети действуют с материалом, а педагог наблюдает и помогает им фиксировать «открытие» его свойств.
Художественно-продуктивной деятельности
В самостоятельной художественно-продуктивной деятельности дошкольников отведено место и конструированию.
В самостоятельной конструктивной деятельности дети с удовольствием конструируют различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного материала, предметов мебели. Дети старшего возраста понимают способ и последовательность действий, самостоятельно планируют работу и анализируют результат.
Насыщенность деятельности зависит от активности, инициативности дошкольников, от их умения самостоятельно использовать приобретённый познавательный и художественно-эстетический опыт
Работа с родителями
Воспитатель беседует с родителями: рассказывает, чем занимались, как вели себя, самочувствие ребёнка, настроение, даёт советы о воспитании детей, также можно дать рекомендации родителям по рациональному питанию, закаливанию, режиму дня, массажу, гимнастики. Причём, советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных детях