Юлия
Организация сотрудничества с родителями в период адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ….
1.1. Особенности процесса адаптации детей к детскому саду.
1.2. Особенности сотрудничества с родителями в детском саду
в период адаптации…. ….
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ….
2.1. Анализ опыта работы практикующих воспитателей по
сотрудничеству с родителями в период адаптации к детскому
саду…. ….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
1.1. Особенности процесса адаптации детей к детскому саду
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к условиям окружающим. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения индивида в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или негативным или к позитивным результатам.
А. В. Петровский считает, что адаптацию можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней [17. с. 29].
Проблемой адаптации детей раннего возраста занимались такие авторы, как Н Д. Н. Бежаева, О. А. Зиновенко, В. П. Костина, Ю. В. Поршнева, А. В. Петровский и др.
Детский сад – это новая ступень в жизни детей, это первый опыт коллективного общения. Незнакомые лица, новая обстановка, определённые правила-всё это вызывает у детей определённые эмоции, реакции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по разному: кто-то из детей бежит с радостью в детский сад, а кто-то не хочет идти, не хочет расставаться с мамой и испытывает при этом сильные переживания и повышенный стресс [2, с. 34].
Адаптация ребенка к условиям детского сада включает в себя три составляющие: физиологическую адаптацию, психологическую и социальную (личностную) адаптацию. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый вид адаптации ребенка сказывается на его поведении, самочувствия, настроения и здоровья ребенка.
Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы:
1) Острая фаза. Она характеризуется нестабильным психическим состоянием. Дети часто болеют, уменьшаются в весе, у них нарушается сон, снижается речевое развитие.
2) Подострая фаза. Характеризуется адекватным поведением детей, то есть, сдвиги уменьшаются и фиксируются по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средней возрастной нормой длится 3-5 месяцев.
3) Фаза компенсации- увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития [3, с. 23].
Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптации :
- Легкая адаптация. Поведение детей восстанавливается в течение 10-15 дней, согласно норме, ребенок набирает вес, поведение в коллективе адекватное, в течении первого месяца посещения ДОО болеет не чаще обычного. Затем на двадцатый день сон нормализуется. Отношения с семьей и взрослыми не нарушаются, настроение бодрое. Интерес к окружающим у ребёнка в течение двух недель восстанавливается. Речь затормаживается, но малыш реагирует и следует указаниям старшего. Невротические признаки реакции и изменения в деятельности вегетативной нервной системы не наблюдаются.
- Адаптация средней тяжести. Сдвиги нормализуются в течение месяца. Нарушения в состоянии, в основном, более продолжительны и выражены. Аппетит и сон восстанавливаются более месяца, настроение неустойчивое. У ребенка проявляется эмоционально-возбужденное отношение к близким ему людям, которое выражается в крике, плаче при расставании и встрече. Речевая активность замедляется, либо речь не используется. Болезни до двух раз, за период, не превышающий десяти дней, без осложнений. Есть признаки невротических реакций: избирательность в общении с детьми и старшими, общаясь только при определенных обстоятельствах. Изменение вегетативной нервной системы: потливость, тени под глазами, бледность, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5-2 недель.
- Тяжелая адаптация. Продолжительность идёт от двух до шести месяцев. Дети плохо спят, плачут во сне, сон короткий, просыпаются со слезами. Аппетит снижается, у ребёнка может возникнуть отказ от еды, функциональное нарушение стула. Настроение безразлично, ребенок много плачет и в течение длительного времени, поведенческие реакции нормализуются на 60-й день пребывания в ДОО. Отношение к близким эмоционально-возбужденное. Речь не использует или есть задержка речевого развития в период 2-3 недели [9, с. 34].
Характер адаптации детей зависит от нескольких основных факторов:
– Низкий уровень социализации детей. Ребёнок, который сидит дома, которого родители никуда не пускают, имеет малый контакт общения с ровесниками, то естественно, что ему будет трудно адаптироваться, по сравнению с ребёнком, который постоянно имеет разлуку со своей матерью.
– Недооценивание режимных моментов. Часто родители пренебрегают рекомендациями и советами психологов и педагогов.
– Низкие навыки самообслуживания или полное их отсутствие. К трем годам ребё нок должен уметь владеть элементарными навыками самообслуживания: одевать, колготки, кофту, раздеваться, держать в руках вилку, ложку. У малыша, которого не научили элементарными навыками самообслуживания, могут развиться разные комплексы, высокая тревожность, боязнь общения, низкая самооценка.
– Особенности высшей нервной системы, её типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей, половых различий.
– Отсутствие систематического посещения детского сада. Иногда родители приводят своего малыша «через день», то проспали, то ребёнок плачет, не хочет идти в садик и родители идут у ребёнка на поводу и оставляют его дома и т. д. Систематическое посещение, без пропусков приводит к более скорой адаптации малыша.
Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения социальной среды — приспособление себя к среде и среды к себе — преобразование ее. Анализ развития и причин отклонений в поведении показывает, что нарушение и сбой адаптационных процессов в последующем выступает в форме дезадаптации [18, с. 22].
По характеру поведения при поступлении в детский садик детей условно можно разделить на 4 группы.
-Первая группа. Основная часть детей негативно и сильно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются, и т. п. они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от своего активного проявления протеста, ребёнок может внезапно заснуть, привалившись к взрослому, либо уткнутся носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с большей энергией продолжать свой плач и крик до хрипоты и посинения. Дети этой группы привыкают к ДОУ в течение 20-30 дней.
-Вторая группа – немногочисленная, 2-3 воспитанника, которые после расставания со своей мамой бывают крайне насторожены, напряжены, замыкаются в себе. У них хватает силёнок только на то, чтобы сделать несколько шажочков от порога в сторону и забиться в ближайший угол, к стенке спиной, отгородившись от других столом. Эти дети, находясь в сильном напряжении, еле сдерживают свои слёзы, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам. Они не реагируют ни на одно предложение старшего, отворачиваются в сторону при попытке воспитателя вступить с ними в общении, тупо молчат. Адаптация этих малышей проходит около 2-3 месяцев и протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Робкие, застенчивые, замкнутые, они довольно трудно и болезненно переносят разлуку со своей мамочкой, привыкают более длительное время, чаще болеют.
- В третью группу выделяют коммуникабельных и общительных детей. Переступив порог сада детского впервые, эти дети вовсе не испытывают робость, они улыбаются, здороваются со старшими, и активно берет инициативу общения в свои руки. Они говорят, что пришли в гости к детям, хотя устремлены к воспитателю и даже не смотрят в сторону детей. Вся их энергичность направлена на презентацию своей личности. Они спешат сообщить, какие у них животные, книги, какие дома красивые игрушки, какие есть игры и т. д.
Целый день они рассказывают о том, где успели побывать, что успели повидать, какая у них семья. Они с большим удовольствием демонстрируют свои умения и навыки: сами едят, раздеваются и ожидают заслуженной похвалы от воспитателя, хотя лишь пробуют еду, а в постели лежат, не выпуская старшего из поля своего зрения. Но данная ситуация длится не более 2-3 дней, на большего у них не хватает информации. Затем, увидев издали здание детского садика, они резко протестуют, впадают в отчаяние, цепляются за свою маму и по стилю поведения не отличаются от деток первой группы [21].
-В четвёртую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают детский сад с большим удовольствием и по сей день.
Проходит время и адаптационный период заканчивается. Первые позитивные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Дети довольно быстро успокаиваются, расставшись с мамой, все реже плачут в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у ребёнка появляется аппетит к еде. Со временем они перестают плакать при расставании со своей мамой, адекватно реагируют на предложение старшего. У них появляются хорошие сдвиги в поведении: в какой-то степени обслуживают себя, могут заняться игровой деятельностью, отвечают на вопросы. Это говорит о завершении адаптационного периода. Самым последним и важным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
Таким образом, можно сделать выводы, что адаптация детей к новым для них условиям среды – это болезненный и тяжелый процесс. Процесс, который сопровождается рядом отрицательных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и приводящий к стрессу.
1.2. Особенности сотрудничества с родителями в детском саду
в период адаптации
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ [14, с. 85].
Семья и дошкольное детское учреждение – это два наиболее важных института социализации детей дошкольного возраста. Несмотря на различные воспитательные функции, для всестороннего развития детей важно взаимодействие и детского сада и семьи.
А. В. Запорожец выделяет две основные задачи работы ДОУ с семьёй [15, с. 29] :
Рис. 1.- Основные задачи работы ДОУ с семьёй, выделенные А. В. Запорожцем
По мнению В. Н. Мясищева взаимодействие -это способ организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом этого взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношения индивидов, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, и при этом не ущемляется ничья свобода, то оно служит проявлению истинных отношений. Но, когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного субъекта другим, оно способно маскировать истинные отношения [12, с. 56].
Е. В. Коротаева указывает, что современное представление о педагогическом взаимодействии основывается на понимании его как особой связи объектов и субъектов образования, детерминированной образовательной ситуацией, основанной на событийно-информативном, эмоционально-эмпатийном и организационно-деятельностном единстве и приводящей к качественным или количественным изменениям в организации педагогического процесса. Изменения в результате педагогических взаимодействий могут носить как развивающий, так и разрушающий характер, разделяя тем самым виды педагогических взаимодействий на деструктивный и конструктивный [8,с. 68].
Важными характеристиками педагогического взаимодействия являются взаимопонимание, взаимоотношение, взаимопознание, взаимные действия, срабатываемость, взаимовлияние, совместимость. Они по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия.
Рассмотрим алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи, выделенный С. В. Глебовой:
- Первая стадия — это поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
-Во второй стадии обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этой стадии уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
-На третьей стадии (установление общих требований к воспитанию ребенка) педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение об используемых методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
-В четвертой стадии говориться об упрочении сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, однако, важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
-На пятой стадии реализации индивидуального подхода педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним; вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.
-На шестой стадии совершенствования педагогического сотрудничества готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности; идет реализация единых педагогических воздействий [6, с. 16].
А. А. Кузьмина отмечает, что только согласованное взаимодействие педагогов и родителей в условиях непрерывного взаимодействия позволит процессу адаптации у детей пройти наиболее оптимальным путем и скорректировать поведение ребенка так, чтобы оно стало приемлемым в условиях пребывания большого количества детей в группе раннего развития [10, с. 20].
М. Н. Ольшанская указывает, что адаптационный период проходит менее болезненно, если действия родителей и воспитателей скоординированы. Учитывая это, педагоги должны проводить с родителями детей большую информационно-просветительскую деятельность: консультации, беседы, тренинги, семинары, родительские собрания и др. В результате чего, беседы с родителями воспитанников помогают воспитателям определить наиболее востребованные темы, проблемы в развитии и воспитании детей дошкольного возраста и с учетом запросов родителей определить свою работу на весь период адаптации детей [4, с. 85].
Таким образом, можно сделать вывод, что согласованное взаимодействие педагогов и родителей в условиях непрерывного взаимодействия позволяет процессу адаптации у детей пройти наиболее оптимальным путем и скорректировать поведение ребенка.
При этом воспитатели должны проводить с родителями детей большую информационно-просветительскую деятельность: консультации, беседы, тренинги, семинары, родительские собрания и др.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
2.1. Анализ опыта работы практикующих воспитателей по
сотрудничеству с родителями в период адаптации к детскому
саду
Нами был рассмотрен опыт по сотрудничеству с родителями в период адаптации к детскому саду воспитателем О. В. Трофимовой. Педагог описала данный опыт в статье «Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий» [20, с. 139].
Педагог отмечает, что в период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особенное значение. Так как ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.
С родителями воспитанников проводилось собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» в нетрадиционной форме. Педагогом был представлен видеоматериал, в котором были продемонстрированы режимные моменты в течении всего дня. В заключение собрания проводилось анкетирование родителей. Для родителей педагог разработала памятки и рекомендации.
О. В. Трофимова с целью обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению организовала клуб для родителей «Малышкина школа».
Основные задачи работы клуба:
-установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;
-обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей;
-знакомство родителей с режимом дня, особенностями адаптационного периода и факторами от которых зависит его течение [20, с. 140].
Также был рассмотрен педагогический опыт воспитателя С. А. Лычевой в статье «Опыт работы по взаимодействию педагогов и родителей в период адаптации детей к ДОО» [22].
С. А. Лычева отмечает, что в период организации адаптации детей к условиям детского сада особую важность приобретает работа с родителями, то-есть взаимодействие педагога с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Эта работа также направлена на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.
Главное условие позитивного взаимодействия с семьёй – это установление тесного общения в системе «родитель – педагог – ребенок». При этом в детском саду работа по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к ДОО организуется в 3 этапа.
1этап – подготовительный.
2этап – период непосредственной адаптации детей к условиям ДОО.
3этап – анализ результатов адаптации.
1этап. На этом этапе вырабатывается нужная позицию (формирование положительной установки на детский сад). Педагог С. А. Лычева начинает с того, что посылает всем будущим своим воспитанникам и родителям приглашение в детский сад, в котором говорится о том, как детям хорошо живется в детском саду, что они там делают и чем интересным занимаются, с. 9).
Затем педагог начинает сбор информации о воспитанниках, их семьях (Ф. И. О. ребенка, дата рождения; Ф. И. О., возраст, образование, место работы, интересы родителей; оговариваем жилищно-бытовые условия, наличие у ребенка своей комнаты, своей кроватки, игровой зоны; также уточняет, как ласково зовут малыша в семье, характер засыпания, аппетит).
Совместно с медсестрой, заведующей педагог выясняет, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада. Дальнейшая тактика взаимодействия направлена на то, чтобы снять тревоги и волнения, убедить, что их малыш будет в хороших руках, о нем проявит заботу весь коллектив, но главным для него станет воспитатель.
На первом собрании педагог знакомит родителей с самим детским садом, с группой, с созданной преметно-развивающей средой (гимнастическая лесенка, мягкие модули, книжный уголок, уголок сенсорного развития и др., показывает игрушки, спальню с детскими кроватками, раздевалку со шкафчиками в картинках, умывальную комнату, в которую всех встречает Мойдодыр [22].
То-есть, педагог показывает родителям, что созданы достаточно комфортные условия для их детей. Родители получают сведения о режиме дня, их знакомят с трудностями первого месяца пребывания ребенка в детском саду. Вся работа на данном этапе проводится для того, чтобы родители смогли осознать важность и значимость дошкольного воспитания и образования для дальнейшего развития и воспитания их ребенка.
При этом педагог на собрание знакомит родителей полезной информацией об особенностях развития детей раннего возраста, раздаё т рекомендации и памятки: «Подготовка ребенка к посещению детского сада», «Степени адаптации детей к условиям ДОО», «В детский сад с радостью!», «Готовим родителей к детскому саду» для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и по организации жизни ребенка в период адаптации.
Ранняя просветительская работа помогает повысить заинтересованность родителей в психологических знаниях, они охотнее прислушиваются к рекомендациям педагогов, у них повышается доверие к дошкольному учреждению. И тем самым родители помогают своим детям, применяя полученные знания, легче перенести период адаптации.
Далее, педагог предлагает анкету, которая направлена на изучение потребностей родителей.
Второй этап работы.
На этом этапе продолжается работа по профилактике дезадаптации детей. Для этого была разработана целая система профилактических мероприятий для родителей : мастер классы, круглые столы, индивидуальные беседы, консультации родителей по их запросам, акции «Ждем в гости», где педагог приглашает родителей на тот или иной режимный момент, родительские собрания, электронная почта.
Также ведутся адаптационные листы наблюдения на каждого малыша, где отмечается аппетит ребенка, особенности сна, заболевания, эмоциональное состояние.
3 этап- это анализ результатов адаптации. Определив степень адаптации, педагог знакомит с полученными данными родителей [22].
Если выявляются дети с тяжёлой степенью адаптации, педагог незамедлительно принимает ряд мер, для исправления данной ситуации: проводится обсуждение в коллективе, изыскиваются определённые формы работы с родителями, подбираются они строго индивидуально и для ребенка и для родителей. Здесь имеют место индивидуальные беседы, консультирование родителей, порой требуется просто успокоить родителя, сказать о том, что нужно просто терпение, внимание к малышу, с. 139).
Таким образом, мы рассмотрели опыт работы по сотрудничеству с родителями в период адаптации к детскому саду воспитателем О. В. Трофимовой и С. А. Лычевой. И можно отметить, что данная работа с родителями даёт хорошие результаты в адаптации детей к детскому саду.