Ольга Сутина
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
▼ Скачать + Заказать документы
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках психолого-медико-педагогического консилиума в общеобразовательной школе.
Подготовила: учитель-логопед МБОУ Ульяновской СШ, Сутина О. Н.
Психолого-медико-педагогический консилиум — организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося (воспитанника, определенных групп детей и структурных подразделений. Консилиум служит для задач создания целостного, межпрофессионального представления об отдельном ребенке, группе (классе, которое складывается из профессиональных «видений» учителя (воспитателя,медицинского работника ОУ, и других специалистов сопровождения. На основе целостного видения проблемы участники консилиума разрабатывают общую педагогическую стратегию работы с ребенком или группой детей, индивидуальный образовательный план (индивидуальную программу развития) то есть собственно стратегию сопровождения.
Публикация «Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках психолого-медико-педагогического консилиума» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) – документ, отражающий и закрепляющий эту систему на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.
Регламент деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения определяется Письмом Министерства образования Российской федерации от 27. 03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Следует добавить, что в современных условиях развития инклюзивного образования участниками ПМПк, совместно с педагогами, обсуждающими и реализующими стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, становятся его родители. Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк). Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования.
Деятельность консилиума общеобразовательной школы – это работа не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это также разработка членами консилиума совместно с педагогами, включенными в инклюзивную практику Индивидуальной Образовательной Программы (ИОП, а также ее компонента — психолого-педагогического сопровождения, «включаемого» в инклюзивную практику ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, ребенка-инвалида, который нуждается в создании специальных условий реализации индивидуального образовательного маршрута.
Работу ПМПк нельзя рассматривать только в отношении непосредственно ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида как основного, но не единственного субъекта инклюзивной практики. Поскольку консилиум ОУ силами своих специалистов призван сопровождать инклюзивный процесс, реализуемый в данном образовательном учреждении в целом, то есть в «поле зрения» специалистов консилиума, а точнее в «фокусе» его деятельности должны оказаться и другие субъекты инклюзивной образовательной среды. В первую очередь, следует говорить о других детях, которые окружают включаемого ребенка, но также о родителях ребенка с ограниченными возможностями здоровья и других родителях группы или класса, а также всех педагогах, которые определяют обучение и воспитание включаемого ребенка.
Психолого-медико-педагогический консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
Основная цель деятельности руководителя школьного консилиума : обеспечение междисциплинарного, «командного» эффективного взаимодействия специалистов в решении вопросов о содержании, формах, методах и приёмах обучения, коррекционно-развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, комплексном сопровождении всех субъектов инклюзивной практики.
Таким образом, роль школьного ПМПк в осуществлении комплексного диагностико-консулътативного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с разным уровнем развития в условиях общеобразовательной школы велика. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития учащихся, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме.