Кудинова Елена Владимировна
Организация социально-коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На социально-коммуникативное развитие дошкольников существенное влияние оказывают современные тенденции социокультурной ситуации в стране (усложнение социальной среды, растущий темп развития общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи и др.). Изучение заявленной темы показало, что в региональной сфере образования выявлен ряд серьёзных объективных проблем, таких как недостаточный охват детей дошкольным образованием, отсутствие мест для поступления детей в дошкольные образовательные учреждения, низкий уровень социализации и формирования у дошкольников позитивных социальных установок.
Публикация «Организация социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. Организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности выступает условием реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью направления социально-коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В связи с тем, что решающим фактором развития личности является социальная среда, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие, реализуется образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Большое внимание должно быть уделено вопросу позитивной социализации ребенка, как умению взаимодействовать с окружающими людьми, реализовывать общие интересы, учитывать потребности и интересы других в собственной деятельности. Задачей педагога здесь является организация взаимодействия с ребенком, направленного на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
Для социально-коммуникативного развития важно, чтобы дошкольники овладели основными культурными способами деятельности, научились быть инициативными и самостоятельными, выбирали себе занятия по интересам, сотрудничали, положительно относились к миру, разным видам труда, другим людям и себе, имели чувство собственного достоинства, участвовали в совместных играх, умели договариваться, учитывали интересы и чувства других, научились сопереживать, адекватно выражать свои чувства, следовали правилам и социальным нормам, активно использовали устную речь для выражения своих мыслей и желаний, при необходимости умели проявить силу воли, соблюдали правила безопасного поведения.
Для социализации детей дошкольного возраста необходима непосредственная образовательная деятельность детей, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательных задач. В ходе этой разнообразной деятельности дошкольники знакомятся с миром людей и их отношениями, поступками, эмоциональными состояниями, начинают понимать смысл социальных, культурных норм поведения и отношений людей в обществе, у детей формируются социально-ценностные ориентации.
Поэтому для организации процесса социализации детей дошкольного возраста необходимо развитие у детей культуры общения (соблюдение норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения) и культуры поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в котором находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения- манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, совершенство деятельности в различных сферах жизни).