Людмила Дербенева
Организация славянских обрядовых праздников
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.
В последние годы в образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?
Публикация «Организация славянских обрядовых праздников» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Каждый год в наше МБДОУ № 55, как и в другие ДОУ, приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто. Из бесед с детьми я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.
Здесь следует отметить, что восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.
Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом.
Актуальность. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.
Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.
Цели:
• Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;
• Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
• Формировать целостное восприятие народной культуры.
Задачи:
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
• Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования;
• Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Предварительная работа:
• Разучивание русских народных хороводов, песен, рождественских колядок, весенних закличек;
• Разучивание с детьми плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений;
• Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, русскими народными костюмами;
• Проведение календарных и фольклорных праздников : «Встреча осени», «Праздник урожая», «Святки», «Масленица» «Посиделки» и другие.
Оборудование:
• Русские народные костюмы,
• Народные музыкальные инструменты: ложки, трещетки,
• Оформление зала в русском народном стиле: русская печь, изба, русская домашняя утварь, русские народные платки, самовар и т. д.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.
На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду.
Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
Принципы организации образовательного процесса:
• Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
• Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые создают развернутую картину действий и результата.
• Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
• Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников, потому что главная цель современного образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
• Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
• Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
• Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Планируемые результаты:
Реальными показателями практической работы будут являться:
- повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;
- повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;
- разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества (выпуск методических рекомендации, научные статьи.);
- повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.
Я в своей музыкально-воспитательной работе постоянно использую материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость. Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.
Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей системы музыкального воспитания дошкольников.