Марина Комолова
Организация развивающей предметно-пространственной среды экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
При оборудовании развивающей среды учитывались следующие требования ФГОС ДО: безопасность для жизни и здоровья детей; насыщенность и вариативность; доступность расположения.
Ребенок не просто общается в развивающей среде, он чувствует себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Оборудование в зоне расположены так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подойти к месту проведения опыта, исследования с любой стороны. В детском саду для поисково-исследовательской деятельности детей отведено специально оборудованное место, которое направлено на развитие самостоятельности и инициативы детей в познании закономерностей природы - это экспериментально-исследовательский комплекс «Почемучка» с несколькими центрами «Юный химик», «Юный физик», «Юный астроном», «Юный натуралист», «Юный геолог», «Дендрариум».
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
«Дендрариум»
Насыщенность центра дает возможность успешно реализовать задачи по ознакомлению детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений в жизни живых организмов. На все растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т. к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями. В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования. В центре имеются книги, энциклопедии, альбомы, картинки: времена года; деревья; растительный мир, грибы; природные явления; насекомые; домашние животные и птицы; дикие животные; животные Севера, иллюстрации по теме «Тундра».
Здесь же находятся экологические игры, лото, пазлы, игры по валеологии. Создана картотека игр: «Кто где живет?»; «О животных»; «О растениях»; «Хочу все знать!»; «Ассоциации»; «Зоологическое лото»; Домино «на море, на суше»; «Большие и маленькие»; «Кто чем питается»; «Как растет живое»; «Кто как появился»; «Что из чего сделано»; «Времена года»; «Развиваем наблюдательность». В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
В центре расположен «Огород на окне». На окне весной обустраивается огород. Посадки: лук, укропа, перец сладкий, помидор и т. д. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений, которые фиксируются в календаре наблюдений за растениями.
Центр «Юный физик»
Цель – показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразны. В развивающей предметно пространственной среде центра «Юный физик» имеются следующие пособия, материалы, оборудование: магниты, металлические фигурки; маленькие и большие зеркала; весы (большие и маленькие); мерные ложки; линейка; картотека опытов; схемы; настольно-печатные игры; часы (механические, песочные); дидактические игры; фонарики; мыльные пузыри; шарики; энциклопедия «Я открываю мир»; раскраски; книги и иллюстрации.
Центр «Юный натуралист»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответственную атмосферу. В центре «Юный натуралист» имеется следующее оборудование и пособия для экспериментальной деятельности и опытов: растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы); предметы, которые плавают и тонут (камни, перья, вата, ракушки, желуди, сухие листья, деревянные палочки); лупы (большая, маленькая); водяная мельница; ёмкости и резервуары для воды и сыпучих веществ, измерительные стаканчики.
Центр «Юный химик»
Центр оснащён пособиями: пробирки, некоторые химические вещества (закрыты в шкафу, колбы, перчатки и защитные очки, фартуки и нарукавники, пинцеты, графитные стержни, кусочки медной проволоки, трубочки, индикаторная бумага, мерные стаканчики, ёмкости разной величины, пипетки, стёкла, термометры, зеркала, микроскопы, увеличительные стёкла, песочные часы, бумажные и тканевые фильтры, салфетки, лопаточки, ложечки, губки, воронки; настольные игры, дидактические игры; схемы опытов, иллюстрации, книги.
Центр «Юный астроном»
В центре «Юный астроном» собран материал, с помощью которого дети постигают азы астрономии. Воспитанники детского сада знакомятся с космосом, различными картами, расположением звёзд, их значением в жизни человека, черпают сведения о планете, на которой живут, и других планетах, узнают о летательных аппаратах, различных летающих объектах, о том, как и при помощи чего люди изучают окружающих мир, дети тренируются определять стороны света и пр. Здесь имеются различные карты, книги, макеты ракет, звёздного неба, схемы расположения планет и звёзд, также есть телескоп, компас, глобус, дидактические игры, фотографии и иллюстративный материал.
«Юный геолог»
Природные богатства полуострова Таймыра, где расположен город Норильск, уникальны и имеют мировое значение. На территории Норильского промышленного района сосредоточены крупнейшие в мире месторождения медно-никелевых руд (рудники Талнахский и Октябрьский, имеется уникальное по своим масштабам месторождение технических алмазов (рудник Скалистый, самостоятельные месторождения благородных металлов, апатит-магнетовых руд с танталониобатами, сосредоточены колоссальнейшие запасы твёрдого топлива и многие другие. Образцы различных полезных ископаемых представлены в центре «Юный геолог». С помощью карты дети определяют, где добывают полезные ископаемые, какие добываются из недр нашей северной земли, знакомятся с полезными ископаемыми с профессиями людей, работающих в шахтах на рудниках.
Основное оборудование и пособия:
-специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, гербарии, ветки деревьев и т. п.);
-бросовый материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
-приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
-медицинский материал (безопасные шприцы, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
-материалы для изучения свойств воды (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда;
-материалы для изучения свойств воздуха (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д.);
-материалы для изучения свойств света и цвета (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок);
-материалы для изучения свойств звука (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки;
- материалы для изучения свойств магнита (разные магниты, скрепки, металлические предметы);
- коллекция тканей;
- коллекция ниток;
- коллекция ракушек;
- коллекция камней.
Методический материал:
-алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта
-библиотека детской познавательной и художественной литературы в группах и в экспериментально-исследовательском комплексе «Почемучка» в соответствии с возрастными особенностями детей;
-коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
-коллекция дидактических и настольных игр.
Информационно-коммуникативные технологии:
Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, магнитофон, фотоаппарат, интерактивная доска, ламинатор.