Бабкина Лариса
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада
Задачей любого дошкольного образовательного учреждения создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасной и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи- организация развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого воспитателем. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы используя среду и её средства, помочь ребёнку. Поэтому особое внимание уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участие в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления: 1 обучающие и развивающие занятия; 2 выполнение прак4тических и творческих работ; 3 сюжетно-ролевые игры; 4 основы трудовой деятельности; 5 занятия физической культурой; 6 занятия музыкой и хореографии.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Педагоги должны создать для дошкольников многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это 1) развивающая предметно-пространственная среда; 2) организация взаимодействия с педагогами; 3) общение со сверстниками; 4) отношение дошкольника к окружающему миру и самому себе.
Предметно-пространственная среда в старшей группе служит
развитию детской деятельности, прежде всего игровой.
При планировании размещения оборудования и мебели в помещении необходимо учитывать гибкое деление пространства на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности. Для детей старшей группы можно выделить несколько областей:
-спортивный уголок (скакалки, верёвки, мячи. обручи, ленты, флажки. платочки, массажные дорожки и т. д);
-центр продуктивной деятельности (бумага разного качества, стаканчики, карандаши, пластилин, кисточки, кусочки ткани для аппликации, ножницы, материалы для выполнения поделок);
-центр сюжетно-ролевых игр (в центре должно быть большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят);
-театральная зона (разные виды ширм, театра);
- музыкальный уголок;
-центр речевого развития;
-книжный уголок;
-математический уголок;
-центр экспериментальной деятельности;
-центр конструирования;
-центр трудовой деятельности.
Содержание предметно-пространственной среды учитывает гендерный подход, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития.