Боброва Светлана Юрьевна
Организация развивающей предметно-пространнственой среды в группах младшего дошкольного возраста
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространнственой среды в группах младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей 3-4 лет организована с учетом наличия пространства для игр и занятий как одному ребенку, а также вдвоем и подгруппами. Пособия и игрушки расположены таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность перемещать их из одной игровой зоны в другую.
Создавая развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста, прежде всего, мы уделяем внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Стремимся к тому, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной. Предметы мебели в группе расставлены таким образом, чтобы максимально освободить центр помещения для игр детей, развития их двигательной активности. Мебель в созданных в группе центрах разнообразная, варианты расстановки столов в обеденной зоне часто меняются. В группе имеется детская мебель, что создает уютную атмосферу.
1. Функции предметно-развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой, полифункциональной, содержательно-насыщенной, доступной, безопасной и вариативной, а также должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды в зависимости : от образовательной ситуации, от возможностей детей и от меняющихся интересов детей.
Полифункциональная среда обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
Содержательно-насыщенная: где образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания.
Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность оборудования и материалов.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех эго элементов требованием по обеспечению надежности и безопасности их использования:
мебель с округленными краями;
жестко закрепленная мебель;
Безопасные материалы.
Вариативность среды предполагает :
Наличие различных пространств
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов
Содержание образовательной деятельности выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой развития и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Поэтому все уголки группы мы старались создать в соответствии с этой программой, учитывая рекомендации, основные требования и принципы развивающей среды.
Кроме того, все пространство в группе разделено на определенные зоны, которые, при желании и необходимости, легко интегрируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) . Все предметы доступны детям.
2. Предметно-развивающая среда в младшей группе
В нашей группе в соответствии по ФГОС предметно-развивающая среда разделена на уголки для самостоятельной деятельности детей:
Уголок сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: шкафчик для кухни; атрибуты для игры в «Кухня», «Магазин», «Больницу»; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефоны, весы, корзинки; одежда для ряжения.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
Книжный уголок:
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей.
В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.
Сенсорный уголок. Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда, которая включает в себя: пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры, крупная мозаика.
В мини-уголке безопасности дети знакомятся со светофором, с правилами поведения в соответствии с его световыми сигналами, а также с правилами пожарной безопасности.
Таким образом, предметно-развивающая среда должна создаваться с учетом индивидуальных особенностей детей, а также эмоциональных состояний. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния.
Необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом возрастных особенностей детей, красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт.
Заключение
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда необходима детям младшего возраста, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Спасибо за внимание!