Ирина Голубева
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Для детей во время пребывания в дошкольном учреждении важно не только, чем с ними там занимаются и чему обучают, но и что их окружает. Поэтому организации и оформлению помещений отводится важная роль. Это не просто интерьер, это — развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ» размещена в разделах
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. В нашем дошкольном учреждении предметно-пространственная среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности. Она становится стимулом к совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста.
В современном учреждении дошкольного образования предметно - пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
1. Безопасность
2. Насыщенность
3. Трансформируемость среды
4. Полифункциональность
5. Вариативность среды
6. Доступность
При создании предметной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (трансформируемости);
среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей (насыщенности);
предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной (полифункциональности);
предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей (вариативности);
среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям (доступности);
среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности (безопасности).
Среда должна :
• обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
• побуждать детей к деятельности;
• способствовать развитию самостоятельности и творчества; - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
Для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. Игры, игрушки, пособия не находится на глазах детей бессменно. Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково- исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др).
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Активный сектор включающий в себя: центр игры, центр музыкально театрализованной деятельности, центр конструирования, центр двигательной деятельности.
Рабочий сектор: центр правильной речи и моторики, центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности
Спокойный сектор: центр отдыха, центр книги, центр природы.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Предметно-развивающая среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.
В нашем дошкольном учреждении в каждой возрастной группе созданы тематические центры (уголки). Представлю часть из них :
уголок природы в средней группе
уголок природы в подготовительной к школе группе
уголок экспериментирования в средней группе
уголок экспериментирования в подготовительной к школе группе
патриотический уголок в подготовительной к школе группе
книжный уголок в подготовительной к школе группе
тематическое оформление музыкального зала
часть спортивного оборудования (музыкальный и спортивный зал совмещены)
ИЗО уголок в подготовительной к школе группе
Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.