Светлана Ровенец
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, примерная основная образовательная программа дошкольного образования и образовательные программы дошкольного образования комплексного характера задают общие стратегические принципы организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой программы, организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в дошкольной образовательной организации. Это и сама развивающая предметно-пространственная среда, и взаимодействие между педагогами и детьми, и детская игра, и другие условия, перечисленные в Стандарте.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей младенческого и раннего возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Причем предметно-развивающая среда ДОО имеет различия в группах для детей раннего возраста от 2 месяцев до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет и в группах для детей дошкольного возраста от 3—х лет.
При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста целесообразно разделить помещение на три основные зоны:
Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
Зона средней активности или зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности. «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр познания», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр изо-деятельности», «Центр сенсорного развития».
Примерное оборудование для заны сенсорного развития :
Блоки цилиндров
Башни
Вкладывающиеся коробочки
Наборы вкладок Геометрические фигуры
Модуль для подбора цветов
Шумовые цилиндры
Лото
Наборы парных предметов, отличающихся по цвету и форме
Пример оборудования для развития движения кисти руки :
Зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости
Скаты для шариков
Коробочки с выдвижным ящиком
Банки с шариками
Диски и кубики на вертикальном штыре
Копилки
Шарики с пробирками и пинцетом
Модули для движения по прорезям
Модуль с дверцами и разными замками
Рамки с застежками, шнуровки.
Примерные материалы для развития речи :
Книги серии «мои первые слова»
Карточки для расширение словарного запаса с классификацией (животные, одежда, средства передвижения, растения)
Пазлы и лото
Книги и рабочие тетради «Время суток», «Животные», «Лево-право», «Цвета» и т. д.
Набор муляжей овощей и фруктов
Наборы фигур животных, насекомых, обитателей разных континентов и моря
Кукольный театр
Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т. е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Видя результат своего действия ребенок снова и снова повторяет это действие, таким образом закрепляя умение и устанавливая причинно-следственную связь тех или иных явлений.
Зона насыщенного движения или можно ее назвать зоной крупной моторики: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
Оборудование для развития крупной моторики :
Бассейн с шариками
Мягкие модули-кубики
Горка Фитболы (большие мячи)
Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.
Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.
Проект по которому строился наш детский сад не расчитан на детей раннего возраста, но в силу сложившихся обстоятельств, родители которые водят в сад старших детей, привели сюда и младших. Среди них есть воспитанники до 3 лет.
При создании предметно-пространственной среды младшей группы «Любознайки» нашего детского сада мы учитывали следующие критерии:
Вариативность, трансформируемость, полифункциональность, безопасность, доступность.
Развивающая предметно - пространственная среда младшей группы «Любознайки» детского сада «Лучик» обеспечивает возможность:
общения и совместной деятельности детей и взрослых, (в том числе, детей разного возраста, всей группой и в малых группах. Это обусловлено наличием разных зон для общения, как всей группы детей, так и малых групп, выделение и разведение пространств для тихих и активных игр, организацию путей перемещения детей в группе с соблюдением баланса активных и пассивных зон.
уединения ребенка или малой группы детей, создания эмоционально комфортного пребывания детей в группе, а также наличие и соблюдение нормы уединения одного ребенка, например, для режиссерской игры.
комфортного пребывания детей в группе. Имеются мягкие модули с мягкими подушками, обеспечивающими детям возможность прилечь, поваляться не на полу, отдохнуть после прогулки или активной деятельности. Так же в группе размещены фотографии детей в разные режимные моменты, поделки, материалы по текущей программной деятельности.
двигательной активности детей в групповом помещении, а не только на спортивных занятиях или на прогулке. При наблюдении за обеспечением двигательной активности детей в групповом помещении необходимо отметить, какие виды движений может реализовывать ребенок (ползание, перешагивание, подтягивание, прыжки, лазание, бросание мяча, балансирование и пр.) в течение дня.
самостоятельно выбирать вид деятельности и материалов для ее реализации, без обращения к воспитателю за разрешением или помощью, при соблюдении общих правил поведения в группе.
Развивающая предметно - пространственная среда младшей группы «Любознайки» детского сада «Лучик» :
соответствует возрастным возможностям детей. Детские столы и стулья соответствуют возрасту детей по Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Дидактические и наглядные материалы расположение на уровне глаз детей, с учетом особенности восприятия ребенка и соблюдением угла восприятия в вертикальной плоскости в пределах 0-30 градусов.
отвечает принципу трансформируемости в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе дети используют ширмы, мягкие модули, разноуровневые скамейки для выделения нового пространства для игры, общения и других активностей.
соответствует разнообразному использованию помещений в группе, например палатка для уединения и уголок физического развития находится в раздевальной комнате, что способствует свободе детей в перемещении и «обживании» желаемого пространства.
всё оборудование предметно-пространственной среды группы представляющее угрозу для жизни и здоровья детей закреплено, исправно, не имеет опасных элементов и повреждений.
Подводя итог выше сказанному могу сказать, в группе есть более пяти зон для общения и совместной деятельности детей и взрослых. Большое общее пространство для приема пищи, продуктивной деятельности, настольных игр (рабочая зона). Достаточно большое пространство для игр на полу, которое может не только объединить большую группу детей в совместной деятельности, но и предоставить достаточно места для раздельной игры детей в малых группах и уединенно. В группе соблюден баланс активных и пассивных зон. Зона для чтения и настольных игр находится на достаточном удалении от зоны для игр на полу и ролевых игр.
В группе реализуется гендерный подход – есть зона преимущественно мальчиковых и, соответственно, девичьих игр. Однако это разделение во многом условно и дети могут использовать эти пространства и для совместных игр. В каждой зоне есть системы хранения материалов для предполагаемой деятельности и детям не нужно активно перемещаться по группе, чтобы организовать свое игровое пространство. Зона воспитателя находится в спальной комнате, во время непосредственно-организованной, совместной, самостоятельной и индивидуальной деятельности с детьми педагог перемещается по всему помещению, не имея статистического места нахождения. При такой организации предметно-пространственной развивающей среды все дети находятся в поле зрения педагога.
Созданная педагогом младшей группы «Любознайки» предметно-пространственной развивающая среда нам кажется наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития детей раннего возраста и способствует его благоприятному развитию.