МААМ-картинки

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста

Светлана Ровенец
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, примерная основная образовательная программа дошкольного образования и образовательные программы дошкольного образования комплексного характера задают общие стратегические принципы организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой программы, организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).

Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в дошкольной образовательной организации. Это и сама развивающая предметно-пространственная среда, и взаимодействие между педагогами и детьми, и детская игра, и другие условия, перечисленные в Стандарте.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей младенческого и раннего возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Причем предметно-развивающая среда ДОО имеет различия в группах для детей раннего возраста от 2 месяцев до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет и в группах для детей дошкольного возраста от 3—х лет.

При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста целесообразно разделить помещение на три основные зоны:

Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».

Зона средней активности или зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности. «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр познания», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр изо-деятельности», «Центр сенсорного развития».

Примерное оборудование для заны сенсорного развития :

Блоки цилиндров

Башни

Вкладывающиеся коробочки

Наборы вкладок Геометрические фигуры

Модуль для подбора цветов

Шумовые цилиндры

Лото

Наборы парных предметов, отличающихся по цвету и форме

Пример оборудования для развития движения кисти руки :

Зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости

Скаты для шариков

Коробочки с выдвижным ящиком

Банки с шариками

Диски и кубики на вертикальном штыре

Копилки

Шарики с пробирками и пинцетом

Модули для движения по прорезям

Модуль с дверцами и разными замками

Рамки с застежками, шнуровки.

Примерные материалы для развития речи :

Книги серии «мои первые слова»

Карточки для расширение словарного запаса с классификацией (животные, одежда, средства передвижения, растения)

Пазлы и лото

Книги и рабочие тетради «Время суток», «Животные», «Лево-право», «Цвета» и т. д.

Набор муляжей овощей и фруктов

Наборы фигур животных, насекомых, обитателей разных континентов и моря

Кукольный театр

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т. е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Видя результат своего действия ребенок снова и снова повторяет это действие, таким образом закрепляя умение и устанавливая причинно-следственную связь тех или иных явлений.

Зона насыщенного движения или можно ее назвать зоной крупной моторики: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

Оборудование для развития крупной моторики :

Бассейн с шариками

Мягкие модули-кубики

Горка Фитболы (большие мячи)

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.

Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.

Проект по которому строился наш детский сад не расчитан на детей раннего возраста, но в силу сложившихся обстоятельств, родители которые водят в сад старших детей, привели сюда и младших. Среди них есть воспитанники до 3 лет.

При создании предметно-пространственной среды младшей группы «Любознайки» нашего детского сада мы учитывали следующие критерии:

Вариативность, трансформируемость, полифункциональность, безопасность, доступность.

Развивающая предметно - пространственная среда младшей группы «Любознайки» детского сада «Лучик» обеспечивает возможность:

общения и совместной деятельности детей и взрослых, (в том числе, детей разного возраста, всей группой и в малых группах. Это обусловлено наличием разных зон для общения, как всей группы детей, так и малых групп, выделение и разведение пространств для тихих и активных игр, организацию путей перемещения детей в группе с соблюдением баланса активных и пассивных зон.

уединения ребенка или малой группы детей, создания эмоционально комфортного пребывания детей в группе, а также наличие и соблюдение нормы уединения одного ребенка, например, для режиссерской игры.

комфортного пребывания детей в группе. Имеются мягкие модули с мягкими подушками, обеспечивающими детям возможность прилечь, поваляться не на полу, отдохнуть после прогулки или активной деятельности. Так же в группе размещены фотографии детей в разные режимные моменты, поделки, материалы по текущей программной деятельности.

двигательной активности детей в групповом помещении, а не только на спортивных занятиях или на прогулке. При наблюдении за обеспечением двигательной активности детей в групповом помещении необходимо отметить, какие виды движений может реализовывать ребенок (ползание, перешагивание, подтягивание, прыжки, лазание, бросание мяча, балансирование и пр.) в течение дня.

самостоятельно выбирать вид деятельности и материалов для ее реализации, без обращения к воспитателю за разрешением или помощью, при соблюдении общих правил поведения в группе.

Развивающая предметно - пространственная среда младшей группы «Любознайки» детского сада «Лучик» :

соответствует возрастным возможностям детей. Детские столы и стулья соответствуют возрасту детей по Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Дидактические и наглядные материалы расположение на уровне глаз детей, с учетом особенности восприятия ребенка и соблюдением угла восприятия в вертикальной плоскости в пределах 0-30 градусов.

отвечает принципу трансформируемости в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе дети используют ширмы, мягкие модули, разноуровневые скамейки для выделения нового пространства для игры, общения и других активностей.

соответствует разнообразному использованию помещений в группе, например палатка для уединения и уголок физического развития находится в раздевальной комнате, что способствует свободе детей в перемещении и «обживании» желаемого пространства.

всё оборудование предметно-пространственной среды группы представляющее угрозу для жизни и здоровья детей закреплено, исправно, не имеет опасных элементов и повреждений.

Подводя итог выше сказанному могу сказать, в группе есть более пяти зон для общения и совместной деятельности детей и взрослых. Большое общее пространство для приема пищи, продуктивной деятельности, настольных игр (рабочая зона). Достаточно большое пространство для игр на полу, которое может не только объединить большую группу детей в совместной деятельности, но и предоставить достаточно места для раздельной игры детей в малых группах и уединенно. В группе соблюден баланс активных и пассивных зон. Зона для чтения и настольных игр находится на достаточном удалении от зоны для игр на полу и ролевых игр.

В группе реализуется гендерный подход – есть зона преимущественно мальчиковых и, соответственно, девичьих игр. Однако это разделение во многом условно и дети могут использовать эти пространства и для совместных игр. В каждой зоне есть системы хранения материалов для предполагаемой деятельности и детям не нужно активно перемещаться по группе, чтобы организовать свое игровое пространство. Зона воспитателя находится в спальной комнате, во время непосредственно-организованной, совместной, самостоятельной и индивидуальной деятельности с детьми педагог перемещается по всему помещению, не имея статистического места нахождения. При такой организации предметно-пространственной развивающей среды все дети находятся в поле зрения педагога.

Созданная педагогом младшей группы «Любознайки» предметно-пространственной развивающая среда нам кажется наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития детей раннего возраста и способствует его благоприятному развитию.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста
Опубликовано: 10 марта 2020 в 10:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ровенец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД