Ирина Евдокимова
Организация развивающей образовательной среды для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – второй дом для его воспитанников, место, где ребята проводят большую часть дня. Важно не только, чем с ними занимаются и чему обучают, но и что их окружает. Это не просто интерьер, это — развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию, состоящая из множества предметов и вещей, оказывающих воздействие на деятельность ребенка и направляющих ее в нужное русло. Такая среда создает условия для развития творчества, раскрытия талантов личности, саморазвития и самореализации.
Публикация «Организация развивающей образовательной среды для дошкольников» размещена в разделах
Создавая развивающую среду в детском саду, наши педагоги оформляли групповые комнаты с учетом познавательной, творческой, коммуникативной и речевой деятельности, а также с учетом возрастных особенностей развития детей. Это в первую очередь интересы, способности, гендерная принадлежность. У детей дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Развивающая среда организована так, что у ребенка есть самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть.
В развивающей среде дети не просто общаются, они чувствуют себя полноправными хозяева пространства, в котором находятся. Среда во всех группах яркая, гармоничная, доступная с учетом потребностей и интересов детей.
Для организации предметно-развивающей среды педагогами использовалось всё доступное пространство. Чтобы разграничить одно большое помещение на разные зоны, применялись различные предметы мебели или ширмы.
Предметно-пространственная среда организована по принципу небольших огороженных тематических подпространств.
Цели таких зон:
-- помочь каждому ребенку развиваться как личность, создав для этого оптимальные условия;
-построить коммуникативные связи, обеспечивающие теплые взаимоотношения с воспитанниками, проявление уважения и поддержки для каждого ребенка;
-помочь раскрыть природные задатки и сформировать творческую направленность деятельности детей;
-применять только активные и продуктивные методы воздействия на личность ребенка.
РППС в каждой группе:
-содержательно-насыщенная (достаточно игрушек, развивающих игр, пособий и оборудования, чтобы обеспечить выполнение программы, реализуемой в дошкольном учреждении);
-трансформируемая (возможность быстрой смены «декораций» в зависимости от требований образовательного процесса (например, уголок ролевых игр может трансформировать в магазин, парикмахерскую, больницу, домашнюю комнату и т. д.);
-полифункциональная (возможность использовать одни и те же предметы в разных ситуациях (например, детали строительного пластмассового конструктора могут использоваться по прямому назначению, на занятиях по ФЭМП в качестве наглядных пособий, в различных подвижных играх как вешки и т. д.);
-вариативная (возможность выбирать разные тематические пространства для игр, творчества и физической активности. Время от времени меняется их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию);
-доступная (все дети, в том числе и с ограниченными возможностями, имеют возможность свободного доступа к игрушкам, играм, пособиям);
-безопасная (предметы интерьера, игрушки, пособия, подобраны соответственно возрасту детей и Сан Пин).
Функции развивающей среды
Развивающая среда заключает в себе также информационную, стимулирующую и развивающую функции.
Информационная все предметы, с которыми взаимодействует ребёнок, доносят до него какие-либо сведения об окружающем мире и дают возможность накапливать собственный социальный опыт.
Стимулирующая при организации среды учитывались возрастные особенности и потребности детей, чтобы дать им стимул к познанию и исследованию.
Развивающая сочетание различных привычных предметов, используемых в разных нестандартных вариантах, и новых пособий, чтобы обеспечивалось поступательное и непрерывное развитие по принципу от простого к сложному.
При формировании предметно-пространственной среды педагогами учитывались возрастные психологические и поведенческие особенности детей.
Вот основные принципы и направления в группах нашего ДОУ
Группа раннего возраста Большое открытое пространство для физической активности.
Вторая младшая группа и средняя группы Оформление центров для сюжетно-ролевых игр
Старшая и подготовительная группы Обеспечение, с одной стороны, возросшую потребность самостоятельных игр со сверстниками, а с другой — возможность самореализации.
Группа раннего возраста
Малышам требуется много открытого пространства для подвижных игр. Дети в этом возрасте не любят сидеть на одном месте, они постоянно в движении: бегают, прыгают, лазают, кружатся. Поэтому в группе обустроен спортивный центр, в котором имеются различные приспособления для лазания. А поскольку, малыши от двух до трёх лет очень активны и у них ещё очень плохо развита координация, педагоги не забыли о правилах безопасности: всё хорошо закреплено, мебель и оборудование — не имеют острых углов, а на полу лежат маты. Для правильного формирования стопы и профилактики плоскостопия используются разнообразные рельефные коврики.
Игрушки и игры для детей до трёх лет не содержат мелких деталей. Они простых форм, разных контрастных цветов и различные по тактильным ощущениям. В наличие игрушки: мягкие и твёрдые, прозрачные, издающие разные звуки и мелодии, разнообразные пирамидки и шнуровки. Имеется возможность для игр с песком.
Главные задачи предметно-пространственной среды в группе раннего возраста:
-возможность реализовать потребность в движении;
-дать первоначальное представление о свойствах предметов (размер, форма, цвет и т. д.);
-развивать сенсорику и мелкую моторику;
-помочь научиться координировать себя в пространстве.
Вторая младшая группа
Дети на четвёртом году жизни начинают активно подражать взрослым. Поэтому в группе оборудованы уголки для сюжетно-ролевых игр, причем они трансформируемые: (магазин, больница, почта, уголок ПДД, уголок пожарных и т. д). Обеспечены соответствующими игровыми наборами. Также оборудована зона переодеваний (уголок ряжения, где дети могут примерять на себя различные образы.
Ребятам предоставлены крупные игрушки. Есть возможность достать любую игрушку, игру, книгу, конструктор, так как расположены на открытых полках. Состав игрушек меняется чаще.
Имеется необходимый набор дидактических игр, в который входят: лото, парные картинки, игра «Сложи квадрат», крупные мозаики, кубики для складывания картинок и/или крупные пазлы, мягкие конструкторы.
В этом возрасте у детей развивается тяга к рисованию, поэтому педагоги обеспечили их предметами и приспособлениями для этого. Помимо карандашей и фломастеров, имеются восковые мелки, достаточно расходного материала — бумаги.
Уже сейчас педагоги приучают детей к безопасности на улице, в частности, на дороге. А помогают изучать правила дорожного движения специально оборудованные уголки безопасности.
Средняя группа
На пятом году жизни тяга к сюжетно-ролевым играм достигает у детей своего пика. Поэтому обустроены тематические уголки ряжения в группах.
Игрушки для этого возраста подобраны педагогами не очень большие, но разнообразные. Строительные конструкторы более привлекательны с небольшими, но различными деталями. Также имеются наборы: посуды, мебели, тематические.
Возрастает тяга к познанию окружающего мира. И в данной возрастной группе оформлен сенсорный центр и возможность играть с глиной, песком, водой, снегом, пеной и др.
Подготовительная группа
Дети в подготовительной группе очень сильно отличаются, психологически, от других детей, ведь они уже почти школьники и старше всех в детском саду. И предметно-пространственная среда построена так, что помогает развивать самостоятельность, способность принимать решения, предвидеть их результат, проявлять инициативу и ответственность.
В ролевых играх присутствуют не только бытовые сюжеты, но и более сложные.
Уголок ряжения оформлен педагогами не просто для смены образов, а для создания театрализованных представлений и разыгрывания сценок по прочитанным или просмотренным произведениям.
Ребята на седьмом году жизни с удовольствием занимаются строительством, конструированием, прикладным и изобразительным творчеством. В группе достаточно разных конструкторов, строительных наборов, красок, наборов для лепки из различных материалов, для плетения из резиночек и т. д. В группе находятся коробки с бросовыми материалами и пособия по созданию различных поделок, которыми ребята пользуются самостоятельно.
В подготовительной группе идёт активная подготовка к школе и отводится гораздо больше времени на образовательную программу. Поэтому и обстановка приближена к школьной.
Развивающая предметно-пространственная среда — важнейший аспект успешной работы детского сада. Она является хорошим подспорьем воспитателю в процессе взаимодействия с детьми.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации РППС в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.