Надежда Ласкина
Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Летом дошкольники практически целый день проводят на улице. Чтобы успешно реализовывать основные воспитательные и образовательные задачи, педагогу необходимо эффективно организовать летний досуг детей. Предлагаю Вашему вниманию краткий обзор игр детей дошкольного возраста и особенности их организации на прогулке в летний период. Данная работа может быть интересна воспитателям ДОУ.
Учитывая особенности летнего периода, следует выбирать игры и мероприятия, не требующие серьезной подготовки воспитателя и детей, но все же, несущие развивающую и воспитательную функции и интересные для воспитанников.
Публикация «Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ» размещена в разделах
Чтобы с максимальной пользой использовать игровую деятельность дошкольников во время летних прогулок, при планировании летнего досуга воспитателю необходимо рассмотреть все виды игр и особенности их организации.
Классификация игр детей дошкольного возраста по Н. К. Крупской:
1. Творческие игры: Сюжетно-ролевые; Режиссёрские; Театрализованные; Конструирование.
2. Игры с правилами: Дидактические (настольно-печатные, словесные, с предметами); Подвижные (в зависимости от активности, в зависимости от атрибутов, в зависимости от основных движений, бессюжетные и сюжетные).
Общие правила организации игр для дошкольников на участке:
o Игра должна быть безопасной.
o Игра должна соответствовать возрастной группе, в которой она проводится.
o Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.
o Правила игры должны быть простыми и понятными детям.
o Все дети должны иметь возможность принимать в игре активное участие.
o Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.
o Игру нельзя оставлять незаконченной.
I. Организация сюжетно-ролевых игр на прогулке.
Основной вид игры детей дошкольного возраста - сюжетно-ролевая игра. Она развивает детский потенциал и имеет решающее значение для психического развития ребёнка, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
Виды сюжетно-ролевых игр:
o Игры на бытовые сюжеты: «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
o Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: садик, школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, строительство, армия…
o Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа.
o Игры на темы литературных произведений (мультфильмов). В этих играх дети повторяют эпизоды из литературных произведений (мультфильмов, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
o «Режиссерские» игры, ребенок определяет действия игрушки, направляя все действия, наделяя их определенными признаками.
Режиссёрская игра, являясь частным случаем сюжетно – ролевой игры, является индивидуальной. Поэтому рассматривать организацию таких игр на улице не имеет смысла.
Во время прогулки можно организовывать различные групповые сюжетно-ролевые игры, атрибуты которых можно вынести на улицу. Легче всего использовать такие игры как «Больница», «Почта», «Строительство автодорог».
II. Организация конструирования на прогулке.
Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, направленное на получение определенного продукта, тесно связанный с игрой. Способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Виды детского конструирования.
o Конструирование из строительного материала.
o Конструирование из деталей конструкторов.
o Конструирование из крупных моделей (блоков).
o Конструирование из бумаги.
o Конструирование из природного материала.
o Компьютерное и практическое конструирование.
o Конструирование из разных материалов на участке детского сада.
Дети с удовольствием конструируют на прогулке, используя любой природный материал, найденный на участке (песок, шишки, каштаны, листья, камни, солома, трава и др.). Имеет смысл предложить ребятам для творчества бросовый материал - всевозможные упаковки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и др.
Интересны коллективные работы. Например, строительство города из мокрого песка и подручных материалов, или зоопарк из бумажных коробок. Важно после строительства «обыграть» поделку, добавив машины или животных.
Однако, конструктивная деятельность детей на участке детского сада не может быть успешной и интересной без активного участия воспитателя.
III. Организация театрализованных игр на прогулке.
Театрализованные игры строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет и роли. Такие игры формируют у детей чувство партнерства, учат понимать чувства людей, обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, способствуют раннему выявлению индивидуальных особенностей ребенка.
Виды театрализованных игр дошкольников:
o Настольные театрализованные игры (настольный театр игрушек или рисунков).
o Стендовые театрализованные игры (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр).
o Игры-драматизации (пальчиковый театр, кукольный театр, с масками или шапочками, импровизация).
Театрализованные игры предполагают подготовительный этап (распределение и разучивание ролей, подготовка реквизитов, что не приемлемо в условиях летних прогулок. Однако, возможно использовать импровизированные игры-драматизации по хорошо знакомым детям произведениям. В качестве костюмов могут быть бумажные маски. Например, в младшей группе можно разыграть сказку «Репка».
IV. Организация дидактических игр на прогулке.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи и социально-нравственному развитию дошкольников.
Виды дидактических игр:
o Игры с предметами (игрушками).
o Настольно-печатные игры.
o Словесные игры.
o Интерактивные дидактические игры.
Самые удобные - словесные дидактические игры могут проводиться в любом месте. Используются с целью закрепления полученных знаний о предмете, а также обобщения и систематизации представлений об окружающем мире. Такие игры развивают связную речь, внимание, быстроту реакции. «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Один-много», «Назови ласково», «Назови одним словом», «Доскажи слово», «Так бывает или нет?», «Какая, какой, какое?», «Кто больше назовёт действий», «Загадай, мы отгадаем», «Четвёртый лишний», «Когда ты это делаешь?», «Испорченный телефон», «Нужно – не нужно» и др.
Остальные дидактические игры сложнее организовать в условиях прогулки.
V. Организация подвижных игр на прогулке.
Возрастные особенности, которые следует учитывать при организации подвижных игр.
Младшая группа
Младшие дошкольники с достаточно узким кругозором, активны, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им следует предлагать игры с простым сюжетом. Движения, входящие в игры, должны быть простыми и разнообразными: ходьба, бег, прыжки, на равновесие. Не рекомендуются соревновательные игры.
Рекомендуемые игры:
- «Солнышко и дождик»
- «Мыши и кот»
- «Воробушки и автомобиль»
- «Цветные автомобили»
- «По ровненькой дорожке»
- «Поймай комара»
- «Пузырь»
- «Кто бросит дальше мешочек?»
- «Попади мешочком в круг»
Средняя группа
У детей средней группы шире представление об окружающем мире, что дает возможность усложнять сюжет игры и вносить разнообразие. Можно вводить игры, носящие соревновательный характер. Предлагаются игры, сопровождающиеся текстом. Текст дает ритм движению, способствует развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или к началу новых движений.
Рекомендуемые игры:
- «Найди себе пару»
- «Чья колонна скорее соберется»
- «Самолеты»
- «Мы веселые ребята»
- «У медведя во бору»
- «Гуси-лебеди»
- «Зайцы и волки»
- «Охотник и зайцы»
- «Кто скорей снимет ленту»
- «Кто скорей добежит до флажка»
- «Затейники»
Старшая и подготовительная группы
Старшие дошкольники более самостоятельны и активны. Им следует предлагать игры с более сложными двигательными заданиями. Правила усложняются. Используются те же движения: бег, прыжки, метание, но детям предъявляются более строгие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, в игре «Заморозка» нужно сразу «застыть» после прикасания водящего. Дети в этом возрасте хорошо владеют своими движениями и заинтересованы результатом игры, им интересно коллективное соревнование.
Рекомендуемые игры:
-«Хитрая лиса»
-«Два мороза»
-«Мышеловка»
-«Ловишки из круга»
-«Заморозка»
Детские спортивные состязания. Подходят для детей среднего и старшего возраста. Способствуют развитию ловкости, умению координировать движения, улучшают физическую подготовку, учат детей действовать в команде.
• Игры с обручем и скакалкой.
• Игры с мячом.
• Эстафеты со спортивным инвентарем.
• Эстафеты с бегом, прыжками.
• Эстафета водоносов.
Самые разнообразные конкурсы. «На лучший рисунок», «На лучший костюм из газет», «На лучший танец».
Подвижные игры с дидактической направленностью.
В таких играх дети учатся объединять движение и приобретенные знания, систематизируя их в целостное представление об окружающей действительности: «Мы играем и решаем», «Веселый счет», «Считай и догоняй».
Забавы
о С мыльными пузырями. Подходит для всех возрастов. Приносит массу удовольствия. Прекрасная тренировка легких. Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.
o С шарами. Безопасное, интересное и не дорогое занятие – игры с воздушными шарами.
o С камешками. Можно придумать много игр с камнями. Например, переносить камни лопаткой из одного ведерка в другое, или обложить камешками дерево, можно выкладывать камнями по контуру рисунка на земле, или раскрасить их акварелью. Справедливо отметить, что такая забава подходит далеко не всем группам.
o Пенная вечеринка. Используется в особо жаркие дни во избежание перегрева. Нужна веселая музыка, таз с детской пеной и хорошее настроение.
o Водные перестрелки. Как и пенная вечеринка, используется в качестве профилактики перегрева детей. Потребуются водные пистолеты или их заменители – пластиковые бутылки с дыркой в пробке. Важно напоминать детям правило: НЕ СТРЕЛЯТЬ ВЫШЕ ПЛЕЧ, а у нарушителей - забирать оружие.
На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей.