Анна Калякина
Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Количество детей с общим недоразвитием речи увеличивается с каждым годом.
Общее недоразвитие речи (ОНР) сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования.
Комплексную работу по коррекции недоразвития речи важно начинать именно в дошкольном возрасте, т. к. это наиболее благоприятное время для формирования речи и ее развития.
Публикация «Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР» размещена в разделах
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273Ф. гласит, что образование является общедоступным и не допускает дискриминации в сфере образования. В рамках реализации данного закона в МАДОУ д/с «Юбилейный» г. Балашова работают 2 группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Укомплектование групп ОНР происходит с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Обучение и воспитание детей с нарушением речи это первая ступень непрерывного образования в системе дошкольного образования.
Основной состав групп дети общего недоразвития речи со 2 и 3 уровнем. В группе ведется вся коррекционная работа под четкой координацией логопеда. Во время организации режима пребывания детей в ДОУ проводятся артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, которые проводятся вечером. Логопед ведет тетрадь по взаимодействию с педагогами, где фиксирует детей, с которыми надлежит упражняться. Ежедневно проводятся фронтальные занятия согласно комплексно-тематическому планированию и с учетом личностных особенностей воспитанников. Разработанные конспекты занятий, вместе с коррекцией различных речевых нарушений позволяют развивать и совершенствовать психические процессы. В начале обучения задания предлагаются в упрощенном варианте, постепенно сложность заданий увеличивается. Во время проведения коррекционного занятия у детей активизируются все анализаторы организма, развивается зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, чередуются различные виды деятельности. Коррекционные задачи: закрепление речевых навыков, совершенствование словарного запаса, контроль за правильностью речи и поставленных звуков, воспитатели реализуют организуя непрерывную образовательную деятельность. Решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды. При организации предметно-развивающей среды следует учитывать индивидуальные особенности, возраст, и личные интересы детей, что создает возможности для успешного вовлечения детей в процесс познания и приобретения необходимы навыков и умений, творческих способностей. Ребята очень любят играть в уголке театра. Это и маленькая жизнь, где дети, сочиняя и обыгрывая сказку, осваивают реальный мир посредством превращения в сказочного героя. Играя, дети практикуются в правильности произношения звуков в словах, автоматизируют поставленные звуки, развивается диалогическая и монологическая речь, интонационная выразительность. Что ведет к быстрой и безболезненной социализации и интеграции воспитанников.
Дети относятся к речи воспитателей, как эталону родной речи и языка. Нужно безукоризненно проговаривать все звуки в словах, четко произносить окончания слов и каждое слово в предложении, правильно употреблять ударение в словах, речь должна быть слегка замедленной, не громкой, выразительной, доброжелательной.
Стимулирование речевой деятельности должно происходит по инициативе самого ребенка. В процессе работы необходимо применять приемы и методы, направленные на формирование активной позиции ребенка. Взаимодействовать с ним, а не воздействовать на него вот главный принцип. Постоянная стимуляция познавательной деятельности, пробуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру, не обходится без развития мелкой моторики рук. При помощи пальчиковой гимнастики, дидактических игр, тематических занятий по аппликации, лепке, рисованию, графические упражнения в тетради с крупной клеткой, массажа кистей рук и пальцев, например при помощи каштанов или орехов, развивается не только мелкая моторика, но и воображение, координация движения рук, сенсорный опыт, дети учатся доводить работу до конца. Развитие интеллекта и устранение двигательных расстройства зависит от взаимодействия и сформированности полушарий головного мозга. Работу головного мозга и психических процессов позволяют систематизировать определенные двигательные упражнения. А именно элементы кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения можно использовать в качестве динамических пауз во время занятий, как малоподвижную или дидактическую игру, как одно из упражнений во время утренней гимнастики, побудки и т. д.
Создание оптимальных условий и качественное предоставление образовательных услуг невозможно представить без участия родителей. Построить корректную работу не только с детьми, но и с их семьями, вот главная задача воспитателя. Родители должны знать режим работы группы, требования, предъявляемые к детям во время пребывания в саду. Для формирования активной позиции, родителей привлекают к разработке и реализации совместных взросло-детских проектов. Посещение родителями различных семинаров, практикумов, консультирование, родительские собрания в нетрадиционном стиле повышают педагогическую компетенцию родителей. В социальных сетях создаются специальные сайты и группы, где у родителей есть возможность ознакомиться с работой педагогов, посмотреть отчеты о проведенных мероприятиях, оставить свои вопросы и пожелания.
Создавая условия и реализуя особые образовательные потребности детей данной категории педагоги, помогают им занять свое место, реализовать себя как личность, быть нужным и полезным обществу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 624с.
2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 240с.
3. Воробьева В. В. Нарушение звукопроизношения в структуре ОНР[Электронный ресурс] // Ведущий образовательный портал России: Инфоурок. 2016 - Режим доступа: https://infourok.ru/user/vorobeva-vera-vladimirovna/blog/narushenie-zvukoproiznosheniya-v-strukture-onr-10282.html ( дата обращения: 12.02.19).