Гременицкая Виктория
Организация работы со слабомотивированными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Организация эффективной работы со слабомотивированными детьми
Что такое слабомотивированный ребенок? Это ребенок, который потерял интерес к учебе. Почему же происходит этот перелом, когда, на каком этапе? Отчего первоклассник с «горящими глазами» уже через год-два превращается в равнодушного ученика, который идет в школу как на каторгу?
У плохой учебы школьника всегда есть причины, они очень разные и их довольно много. Но их можно разделить на 3 основные группы:
• Физиологические (наследственность, слабое здоровье, нестандартный путь развития)
Публикация «Организация работы со слабомотивированными детьми» размещена в разделах
• Проблемы среды и быта (низкий уровень благосостояния семьи или неудовлетворенность им, район проживания, напряженная социальная и психологическая обстановка в школе или классе, неблагоприятная обстановка в семье)
• Психологические (недостаточно сформированные навыки и приемы учебы, отставание в области основных психических процессов (память, логика, внимание и т. д., особенности нервной системы и волевой сферы, отсутствие стремления к достижению успеха, неразвитость интереса к изучению школьных предметов)
Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать её истоки. Их анализ – основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой. Причины отставания в учебе:
• Пропуск занятий
• Нежелание изучать предмет
• Сложность материала
• Недостаточные способности ребенка
• Низкая активность во время занятий
• Пробелы в воспитании
• Отсутствие организационных навыков
• Недостаточное внимание к работе дома
• Отсутствие условий для успешного обучения
• Необъективное оценивание
• Излишне объемные домашние задания
• Невнимательность педагога
• Неэффективность урока
Таким образом, каждого неуспевающего школьника можно отнести к одной из трё х групп:
• Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника
• Дети с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности, которые негативно относятся к учебе, частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе
• Дети со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению
В зависимости от принадлежности ученика к той или иной группе педагог должен выстраивать работу с ним.
Но есть и общие приёмы работы, которые помогают предупредить неуспеваемость:
Этап урока Действия педагога
Контроль подготовки - Проверить усвоение материала. Выявить типичные ошибки, акцентировать внимание на их устранении. После изучения темы проанализировать уровень усвоения, разобраться с причиной отставания.
Изложение нового материала - Контролировать понимание сути терминов, понятий.
Поощрять стремление задавать вопросы при затруднениях. Выбирать интересные методы и формы работы.
Самостоятельная работа - Задания должны охватывать наиболее важные и сложные темы. Главное не количество упражнений, а их подача в системе. Четко объяснить порядок выполнения работы. Учить составлять план своих действий, выполнять задания с достаточной скоростью. Стимулировать постановку вопросов к педагогу при возникновении трудностей. Контролировать процесс.
Домашнее задание - Повторять пройденный материал. Задавать упражнения для проработки типичных ошибок. Давать четкие инструкции по выполнению домашних заданий.
Таким образом, организации учебного процесса с неуспевающим школьником имеет ряд особенностей:
• Применять инновационные образовательные технологии, формы, методы обучения.
• Научить эффективно делать предварительные записи.
• Разрешать пользоваться наглядными пособиями.
• Внедрять индивидуально-групповую работу. Применять разноуровневые упражнения, творческие задания с возможностью выбора.
• Давать подробный, четкий инструктаж по выполнению домашней работы. Объем заданий должен быть посильным для ученика.
• Поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу.
• Внедрять элементы технологии «Ситуация успеха»
• Отмечать положительную динамику в работе ученика, формировать веру в свои силы, стимулировать новые усилия.
В своей работе каждый педагог-предметник должен выступать ещё и психологом. В погоне за хорошими оценками нельзя забывать, что ребенок, особенно слабоуспевающий, зачастую являет собой целый клубок психологических проблем. И в такой ситуации именно учитель обязан оказать ему психологическую поддержку. Вот основные принципы этой поддержки:
• Не наказывать дважды за одно и то же. После плохой оценки необходима спокойная помощь, а не новые попреки.
• Чрезмерная критика заставляет ребенка замкнуться и не реагировать на слова и оценки.
• Пробелы и проблемы в учебе не решить разом. Выбрать одну цель и работать над ней, потом перейти к следующей.
• Провести четкую грань между оценкой знаний и личностных качеств. Хвалить за успехи и повышать самооценку ученика.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что проблема слабой мотивированности ученика решается совместными усилиями учителя-предметника, классного руководителя, школьной социально-психологической службы и родителей.