Приложение МААМ

Организация работы с семьей воспитанника с ОВЗ (НОДА) по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания

Иванова Ольга Анатольевна
Организация работы с семьей воспитанника с ОВЗ (НОДА) по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы

Центральным аспектом работы в детском учреждении является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие в творческом и интеллектуальном плане, а также создание условий для их личностного роста. Однако, чтобы успешно осуществлять эту важную и ответственную работу, нельзя отрываться от семьи, поскольку родители – это первые и главные воспитатели своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Публикация «Организация работы с семьей воспитанника с ОВЗ (НОДА) по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания» размещена в разделах

Поэтому важно помочь родителям осознать, что они несут ответственность за воспитание своих детей, и что семья является основой воспитания. Взгляды на сотрудничество между детским садом и семьей могут различаться. Некоторые родители могут пренебрегать советами педагогов. Однако, имея большой опыт работы с детьми, я все больше убеждаюсь, что только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем помочь ребенку.

Основной целью для детей с особенностями здоровья является научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, максимально овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Условие, необходимое для успешного формирования навыков – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении в ДОУ, с воспитателем, с помощником воспитателя и, конечно, в семье.

Сотрудничество и взаимное уважение являются фундаментом моих отношений с родителями с самого начала.

Построение общей цели, обмен информацией, поддержание диалога влияет на повышение заинтересованности родителей. Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителям было предложено заполнить анкеты на темы: «Ваш стиль воспитания», «Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья», «Культурно-гигиенические навыки воспитания в семье».

Анкеты содержат вопросы, ответы на которые отражают представление о гигиенических навыках ребёнка, реальный уровень владения этими навыками с точки зрения родителя. Результат анкетирования показал, что уровень овладевания данными навыками находится на низком уровне для большинства воспитанников.

С учётом пожеланий и предложений родителей я вырабатываю тактику своего общения с каждым из них и осуществляю планирование работы с семьёй.

Одна из форм индивидуальной работы - консультации.

Цель консультаций в повышении знаний родителей о формировании социально-бытовых навыков; оказание теоретической помощи родителям по вопросам обучения детей этим навыкам. В результате вырабатывается тенденция к закреплению гигиенических навыков, воспитываемых у ребенка в детском саду.

Такие консультации размещены как в уголке информирования в приёмной, так и могут проводиться в форме беседы.

«Формируем культурно — гигиенические навыки для детей с ограниченными Возможностями Здоровья»

«Режим дома и в детском саду»

«Папка-передвижка «Роль фольклора в развитии детей». «Потешки для плачущего ребенка».,

«Потешки во время еды».

Консультации по использованию художественного слова, игровой ситуации.

«Учите, читайте, играйте вместе с нами»

«Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка»,

«Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики»

Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность родителей терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей, невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Формирование навыков самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с ОВЗ в быту. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Применение этих навыков у детей в группе начинается с момента их прихода в детский сад. Первым делом дети переобуваются, затем переодеваются в приемной группы. Снятие уличных обуви и одежды, их организация в личном шкафчике-кабинке требует не только понимания ребенка о разделении одежды на грязную (уличную) и чистую (ту, в которую переодевается ребенок, но и умения применять навыки самостоятельного раздевания и одевания, складывания вещей.

Для формирования данных навыков задействуется совместная деятельность родителя и воспитателя.

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей:

-личный пример;

-показ;

-объяснение;

-упражнения;

-поощрение, похвала;

-игровые приёмы;

-художественное слово;

-повторение действий, постепенность;

– применение физических подсказок (например, «рука в руке»);

– использование четких инструкций;

При составлении специальной индивидуальной программы развития педагоги и родители совместно определяют общие цели в разделе формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания. Решающую роль при этом будет играть и согласованность с родителями, так как родители в домашних условиях будут постоянно поддерживать формируемые умения и навыки.

Обучение навыкам самостоятельного одевания и раздевания – еще одна из важных задач, которые решают родители. Запоминание алгоритма и оттачивание движений при одевании и раздевании формируются перед и после дневного сна, прогулкой. Ребенок сначала учится снимать одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок, шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению более приемам раздевания с помощью более сложных движений. Так, взрослый помогает ребенку вытаскивать руки из рукавов, остальное ребенок снимает сам.

Формирование навыков умывания. Навыки соблюдения личной гигиены рук нужны ребенку после того, как он впервые за день заходит в группу, перед приемом пищи, после творческих занятий и посещения сан. узла. С алгоритмом мытья рук ребенок ознакомляется посредством пиктограммы — картинки с изображениями действий и раскладываниями действий на операции. После мытья рук необходимо стряхнуть остатки воды, вытереть их полотенцем. пользоваться личным полотенцем. Формировать умение свободно ориентироваться в умывальной комнате, знать назначение этого помещения, помнить место хранения личных полотенец.

Важность мытья рук ребенком лучше всего усваиваются из бесед, чтения художественной литературы, дидактической игры, знакомства с предметами гигиены.

С помощью вспомогательных средств можно привлечь внимание ребенка к средствам гигиены и тем самым привить привычку искупать сначала в воде резиновую игрушку – уточку или куклу. Разговаривая с ребенком, не следует упоминать о боязни даже в такой, например, форме, как: “Уточка не боится купаться” или игра «Мыльные пузыри».

В умывальной находятся смесители с рычагом, такими смесителями легче пользоваться детям с нарушениями моторных функций, мышечной слабостью. В таком случае, мы учим детей управлять рычагом смесителя для открывания, регулирования температуры воды и закрывания.

Туалетная комната оснащена средствами приспособлениями для малоподвижных и имеющих ограничения опорно-двигательного аппарата детей. Эти приспособления помогают таким детям почувствовать себя включенными в процесс обучения и значительно облегчают усвоение гигиенических навыков.

Прием пищи. Следует отметить, что дети с НОДА плохо контролируют функции мышц области рта, положение головы и туловища, плохо удерживают равновесие в положении сидя, не могут достаточно сгибать ноги в тазобедренных суставах, что не позволяет им вывести руки вперед для захвата предмета; им трудно координировать хватательные движения и положение руки; и, наконец, они не могут четко поднести руку ко рту, т. к. у них нарушена координация глаз-рука. Во время приема густой пищи (каши) осторожно накладываем свою руку поверх его руки и направляем легким движением.

Предлагаем в отдельной тарелке твердую пищу (печенье, фрукты, сухарик).

Ребенку нужно кушать супы- а не только супы-пюре- для того, чтобы научиться сортировать языком кусочки разнородной пищи.

- За столом вести себя тихо и аккуратно;

-Не выходить из-за стола, не окончив еду;

- Вытирать рот салфеткой, и благодарить словом или кивком.

Трудовая деятельность. При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними (открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, выдвигать и задвигать ящики)

При планировании индивидуальной работы, и трудовых поручений необходимо учитывать: наличие у детей с НОДА целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти, и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Детей с НОДА в дальнейшем учат посильному бытовому труду, уборке игрового уголка, дежурству по столовой, труду на участке, уборка рабочего мечта после занятий продуктивной деятельностью.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

При уборке комнаты также можно использовать игрушки, например персонаж кукольного театра. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, ребенок вряд ли устоит.

Быть вежливым и обладать навыками культурного поведения подразумевает развитие эмоционального интеллекта, социальной эмпатии;

формирование готовности к взаимодействию с другими людьми на основании определенных правил и норм; в играх дети учатся взаимодействовать, достигать вместе цели.

Стараемся научить ребенка, выражать свою просьбу словом или жестом, если речь у ребёнка затруднена или отсутствует

Если руки и ноги у ребенка полностью парализованы, необходимо его научить показывать, понял ли он вас, например, кивать головой – «да». Мотать головой – «нет».

Созданная нами коррекционно-развивающая среда в образовательной организации является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания, обеспечивает самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие детей.

Рационально организованное пространство (доступная среда) включает в себя организацию привлекательной и удобной обстановки дома и в детском саду. Мебель и оборудование в соответствии с ростом детей, постоянные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием, оборудование может трансформироваться по ситуации для изменения игрового пространства. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет нашим воспитанникам осуществить право выбора для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, в том числе и детей с НОДА.

Пространственная организация среды является формой, а наполнение – содержанием развивающей предметно-пространственной среды.

Целенаправленная организация образовательно-воспитательной среды в ДОУ играет огромное значение в формировании и гармоничном развитии личности ребенка, его правильном воспитании, она несет и эстетическую, вызывая у ребенка чувство радости при встрече с воспитателем и сверстниками, эмоционально позитивное отношение к детскому саду, желание посещать его каждый день

Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует

возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство

группы оснащено в соответствии с требованиями образовательных программ,

реализуемых в дошкольном учреждении;

по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас;

даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

«Нравственно-патриотический» центр: имеется государственная символика России. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями,

культурой и бытом жителей родного города, что позволяет детям проявлять

к своей Родине любовь, уважение, воспитывать чувство патриотизма.

Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные,

сюжетно – ролевые. Сюжетно – ролевые игры делятся с учетом гендерной

социализации: уголок для мальчиков и уголок для девочек. Сюжетно –

ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника»,

«Гараж», «Мастерская», «Ателье», «Почта». Атрибуты к играм подбираются

так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах

игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные

сюжеты, создавать новые игровые образы

Центр безопасности: Создавая развивающую среду, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется светофор с набором дорожных знаков и машин по правилам безопасного поведения на дорогах. Картотека по ОБЖ, настольно-печатные игры.

Центр уединения: для обеспечения эмоционального благополучия детей, оборудовали место в группе, где дети могут побыть одни вместе с любимой

игрушкой, книгой.

Центр «Физического развития»: Одной из основополагающих областей

развития ребенка является «Физическое развитие». Этот

уголок особенно популярен у детей, так как все дети любят двигаться.

Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика

плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по

видам спорта. Во время образовательного процесса устраиваются

динамические паузы, на прогулках, дети вовлечены в спортивные и

подвижные игры. В работе с детьми используются различные виды

гимнастики; пальчиковая, дыхательная, для глаз, артикуляционная,

бодрящая. Есть комплексы гимнастики после сна, массажные коврики.

Театральный центр: имеются разные виды театров: пальчиковый,

настольный, теневой, на фланелеграфе, иллюстрации героев русских народных сказок. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанные своими руками.

Музыкальный центр: имеются разнообразные детские музыкальные

инструменты, которые учат ребенка чувствовать и понимать музыку, на

собственном опыте познавать ее звучание, красоту, язык. В настоящее время

очень удобно слушать музыку, просматривать различные фильмы и даже

петь в караоке. Для этого у нас имеются различные диски.

Музей «Русские народные промыслы» (исторически – познавательный, декоративно – художественный). Формировать представление у детей о русских народных промыслах.

Центр «Познание»: имеются разнообразные игры и пособия на развитие

логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал,

магнитная доска, дидактические игры, развивающие игры, игры на

плоскостное моделирование, игрушки для сенсорного развития детей,

все в соответствии с возрастной группой. Разнообразные виды мозаик, лото,

различные по форме цвету и материалу игрушки, развивающие игры, конструкторы разной величины, направленные на развитие речи и сенсорные способности

Центр природы и экспериментирования: В группе находятся мини музеи для познавательно- исследовательской деятельности «Природные материалы», «Дары моря», Лэпбук «Животные» Знакомство с растениями и

животными различных климатических зон. В природном уголке имеются

природоведческие книги. В процессе проведения несложных опытов, дети

превращаются в любознательных испытателей. Мы вместе с детьми

определяем свойства воды: предлагаем игры – «Цветная водичка», «Мир в

цветном стекле», «Волшебный песок» и др. Собираем разнообразные

коллекции. Дети имеют свободный доступ к уголку.

Центр «Развитие речи»: В центре развития речи имеются игры на развитие

звуковой культуры речи, грамматического строй речи, формирования

словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал для

развития устной речи, игры на звукоподражание, игры и пособия для

развития речевого дыхания, игры и пособия для развития фонематического

слуха и звукопроизношения. Картотека артикуляционных игр и упражнений,

игры для развития связной речи. Художественная литература соответственно

возрасту и тематического планирования.

Для эффективного развития ребенка необходима среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки – «Биззикуб» и настенная сенсорная доска.

У детей с ограниченными возможностями здоровья процессы становления сенсорики происходят позже. Этим объясняется необходимость интенсивно заниматься сенсорным воспитанием у детей-инвалидов на протяжении всего периода обучения в дошкольном и школьном возрасте.

Основные методы сенсорного развития:

• освоение основных сенсорных эталонов;

• развитие чувственных восприятий;

• развитие мелкой моторики.

В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика, формируется понятия цвета, размера, формы; способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у дошкольника с ОВЗ формируется важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.

Центр творческой деятельности: для развития самостоятельной

художественной деятельности у детей в доступном месте многообразие

изобразительных материалов для лепки, рисования, аппликации и

конструирования. Здесь находятся предметы для воспроизведения традиционными и нетрадиционными техниками: фломастеры, карандаши,

восковые мелки, гуашь, кисти, ватные палочки, пластилин, доски для лепки,

бумага белая, цветная, клей, ножницы, трафареты, баночки для воды.

Детские работы размещаются в специально отведенном месте,

где ими могут любоваться родители и дети.

Регулярная организация выставок детских работ знакомит родителей с деятельностью их детей. Дети с удовольствием показывают свои работы родителям, делятся своими чувствами, переживаниями.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность

родителей и детей. Родители с удовольствием участвуют в конкурсах, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи

является приобщение родителей к организации праздников и развлечений.

(Приготовление атрибутов к осеннему празднику, оформление стенгазеты к празднику День Матери»)

Родители привлекаются к подготовке утренников, участвуют в конкурсах. Они лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Считаю нужным хвалить родителей, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, при любом удобном случае.

Ожидаемые итоги от работы с родителями: Родители полны решимости и способны динамично взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно- гигиенических знаний. Принимают деятельное, живое участие в существования группы. Проявляют индивидуальную мотивация в согласовании требований к воспитательному процессу. Высказывают советы, задумки по обеспечению результативности воспитательного процесса. Проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно- гигиенических знаний. Осознают нюансы предприятия образовательного процесса и их воздействие на развитие навыков ребёнка, его личностных качеств.

Публикации по теме:

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Чистота — залог здоровья»Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Чистота — залог здоровья» Актуальность проекта Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с семьей воспитанника с ОВЗ (НОДА) по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 18:43
+81Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы с семьей воспитанника с ОВЗ (НОДА) по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Ольга Анатольевна (УИ 80135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД