Манохина Светлана
Организация работы с родителями воспитанников в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной научной статье авторами представлена организация работы с родителями воспитанников в дошкольном учреждении.
Ключевые слова: образовательный процесс, работа с родителями, дошкольное учреждение.
Публикация «Организация работы с родителями воспитанников в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому свою работу с родителями стоит начать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. На каждом родительском собрании мы проводим различные анкетирования, для того, чтобы лучше узнать микроклимат каждой семьи. Также, на родительских собраниях мы внедряем различные методики и психологические тренинги для того, чтобы родители могли настроиться на обсуждение актуальных вопросов, чтобы родительское собрание не было похоже на официальную встречу.
Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие основополагающие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать. Взаимодействие- способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Для качественного взаимодействия необходима открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. «Открытость наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего района.
Работа нашего детского сада направлена на то, чтобы родителей сделать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнёров.
С этой целью мы выстроили определённую систему взаимодействия с родителями :
- это, прежде всего, родительские собрания, посвященные различным темам развития и воспитания детей;
- в родительских уголках каждой возрастной группы имеются рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию, физическому, речевому и психологическому развитию, обучение детей правилам безопасного поведения и многие другие;
- осуществляется индивидуальное консультирование родителей;
- анкетирование;
- в каждой группе детского сада существуют уголки обратной связи, где каждый родитель может оставить вопрос и получить ответ на него;
- музыкальные руководители совместно с родителями проводят открытые мероприятия: «День земли», «День защитников Отечества», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Масленица» и др. ;
- в саду создана галерея совместных работ, на которой постоянно обновляются выставки работ детей и их родителей : «Осень золотая», «Моя мама-мастерица», «Подарок для Деда Мороза» и др.
В нашей группе мы также создали «Дерево эмоций», на котором разместили фотографии детей, стикерами различных цветов дети каждое утро отмечают своё настроение (красный, синий, зеленый, а также отмечают там то, чем они хотели бы заниматься в течении дня. Следует отметить, что внедрение такой формы работы оказало положительное влияние на работу с родителями, ведь каждый родитель может увидеть ежедневную работу воспитателя с его ребенком.
Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения.
Только совместная работа логопеда, психолога, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основания рассчитывать на положительные результаты.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами, задачи:
1. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте работы с родителями.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в похвале, оценке своего труда. В этом нуждаются наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»- писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде.
Наша система работы с семьёй позволяет привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию и обучению детей, раскрыть перед ними важные стороны психолого- педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Список литературы
1. Куликова Т. А Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. : Академия, 1999.- 232 с.
2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. - М. : Скрипторий 2003, 2008.- 72 с.
3. Грецкая Т. Е. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении / Т. Е. Грецкая, О. Н. Шубина, С. И. Котельникова (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://govorishka.ucoz.ru/publ/rabota-s-roditeljmi-v-dou /1-1-0-3