Сажина Наталья Викторовна
Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения
▼ Скачать +Заказ
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста. Поэтому в ДОУ ведется систематическая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в образовательной и самостоятельной деятельности.
Публикация «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения» размещена в разделах
Не на всех возрастных этапах дошкольного детства ребенок готов осознать правила безопасности на дорогах :
1. Для детей младшего возраста (до 3 лет) светофор, дорога и машины, тротуар и пешеходы (люди) представляются как атрибутика городской улицы.
2. В работе с детьми 3-4 лет возможно конкретизировать некоторые содержания, связанные с понятием «последовательность» обратить внимание ребенка на то, что огоньки светофора меняются в определенной последовательности машины и люди смотрят на огоньки и ведут себя по разному на каждый цвет светофора (в действиях людей и машин тоже наблюдается определенная последовательность)
3. В 5 лет начинает активизироваться знаково-символическая функция. Это позволяет ребенку совсем по другому посмотреть на знаки дорожного движения; у них появляется интерес и желание расшифровать информацию, скрытую в знаках; их очень удивляет то, что люди всех стран (которые говорят на разных языках) прекрасно ориентируются в знаках дорожного движения (которые везде одинаковы) и пр.
4. Только в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) возможно формирование первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности. Вторая проблемная ситуация заключается в том, взрослые, родители и педагоги, находясь рядом с ребенком, обязаны оберегать его от всяких несчастий, от любых происшествий.
Находясь на дороге с ребенком :
• на проезжей части переходите дорогу быстрым шагом;
• выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры: ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни;
• никогда не переходите дорогу наискось, подчеркивайте и показывайте ребенку всякий раз, что идти следует строго поперек дороги;
• никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок это сделает с вами, он тем более сделает это без вас;
• переходите дорогу только на пешеходных переходах или на перекрестках, по линии тротуаров; если вы приучите ребенка переходить где придется, никто не будет в силах его переучить;
• из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси всегда выходите первыми, (впереди ребенка). В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги;
• привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях, обстановке на дороге : показывайте ему те машины, которые надо остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью, которые вы заметили издали:
• не выходите с ребенком из-за автомашины или из-за кустов, не осмотрев предварительно дорогу, - это типичная ошибка и надо, чтобы дети её не повторили;
• не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – эти вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам;
• маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать его при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
Учите ребенка смотреть
У ребенка должен быть выработан твердый навык – прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
Учите ребенка замечать автомашины
Иногда ребенок не замечает машины издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.
Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины
Наблюдая за приближающимися машинами, ведите с ребенком счет времени, которое потребуется машине, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать «секунды», наблюдая за машиной, ребенок научится правильно определять скорость и предвидеть движение машины.
Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность.
Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.
Сам вид предметов, мешающих свободному обзору дороги, должен восприниматься ребенком как сигнал опасности, как напоминание о повышенной осторожности.
Большое внимание в ДОУ уделяется созданию предметно-развивающей среды. В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД, куда вошли:
• дидактические, развивающие, настольные игры;
• атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т. д. ;
• классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
• альбом «Дороги города Бугульма», «Транспорт».
• подборка иллюстраций, сюжетных картинок (отражающих дорожные ситуации, плакатов по правилам дорожного движения;
• модели машин: легковых и грузовых;
• картотека «опасных ситуаций»;
• в старших группах окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД;
• подборка: аудиокассет, видео кассет, мультимедийных презентаций;
• комплекты дорожных знаков;
• макет улицы с транспортными средствами, перекрестками;
• подборка «Минуток безопасности»;
• транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, строительная техника (бульдозер, экскаватор, сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн).
Группы оснащены техническими средствами: телевизор, видеоплейер, магнитофон. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают им закреплять правила дорожного движения, играть в обучающие компьютерные игры, слушать стихи, песни.
В методическом кабинете подобран методический материал по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, который включает материал по планированию, папки с дидактическим материалом, плакаты, иллюстративный материал для работы с детьми.
Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
• принцип системности (работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года);
• принцип учета возрастных особенностей (занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий);
• принцип постепенности (знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются);
• принцип интеграции (тематика работы по ПДД включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности детей);
• принцип практического применения знаний (необходимо добиваться от детей не заучивания правил дорожного движения, а перехода теоретических знаний в практические умения);
• принцип преемственности работы детского сада и семьи (родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса).
При изучении дошкольниками правил дорожного движения учитываем три аспекта взаимодействия ребё нка с транспортной системой города:
• Ребенок - пешеход;
• Ребёнок пассажир;
• Ребёнок - водитель детских транспортных средств.
Большую помощь дошкольным учреждениям в предотвращении детского травматизма призваны оказывать сотрудники ГИБДД области, района, города. Их непосредственное участие в занятиях, играх на автоплощадках делает эти занятия для детей более интересными, и они легче запоминают необходимые правила. Популяризации дорожной азбуки способствуют выступления сотрудников ГИБДД на родительских собраниях, конференциях.