Ольга Койло
Организация работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребенка, —
это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к не живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях.
Публикация «Организация работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям необходимо в раннем возрасте.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В нашем детском саду занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Разработка системы наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучение детьми объектов живой и неживой природы, формирование у ребенка элементов экологической культуры – все это очень важно в наши дни. Наблюдая за детьми, стали замечать, что дети к животным относятся более бережно, чем к растениям. Сделали вывод, что одна из причин этого заключается в том, что животных легче, чем растения идентифицировать собой, наделить их разумом и переживаниями сходными с своими собственными. Дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.
Свою работу по экологии мы начали с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи.
Целью экологического воспитания являются :
• создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
• изучение с детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи экологического воспитания :
1. формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развитие умений делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. формирование навыков проведения простейших опытов с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
6. Воспитание чувства сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам.
Приоритетным направлением своей деятельности мы выбрали экологическое воспитание детей «Познай мир растений». На первом этапе изучили научно –методическую литературу, и выбрали теоретический материал для дальнейшей работы. На втором этапе отобрали актуальные практические методы, составили план, куда вошли также НОД по экологическому воспитанию. Определили темы НОД.
- «Путешествие в царство комнатных растений.» -«Одуванчик на лугу», и. т. д. - Беседы: «Царство комнатных растений» «Лес – наше богатство» «Растение в нашем уголке природы». - Экскурсии: «Экологическая тропа детского сада». «Стань природе другом». НОД построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего в природной среде. Работу по экологическому воспитанию детей мы, как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности, стараемся построить согласно временам года. Для этого в начале учебного года составлен план, который включает в себя: НОД, наблюдения, игровые ситуации, опытно – экспериментальную деятельность.
НОД выстраиваю из трех частей:
1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);
2 часть – игра экологического или природоведческого направления;
3 часть – проведение опытов и экспериментов. Используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего используем литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводим беседу, задаём вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.
В совместной и самостоятельной деятельности используются различные подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память. Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.
Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.
Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
В работе используем такие опыты и наблюдения: - Опыты с водой, песком.
- Вода может иметь цвет в зависимости, что в неё добавишь. - Из какого песка легче строить?
• Заготавливаем с осени семена различных растений, которые используем для кормления птиц зимой. Наблюдаем, какие птицы предпочитают какой корм.
• Весной трогаем стволы белоствольной березы и рябины, сравниваем какой ствол теплее ( положите не солнце белую и темную бумагу: какая из них быстрее нагреется)
• С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из под витаминов с проделанными дырочками.) А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.
• Наблюдаем и определяем, где больше всего растет цветов и почему?
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). -Огород на окне - посадка лука - ведём дневник роста. Экологический паспорт - ещё одна форма работы с семьёй, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Где можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: -почему так говорят? -Насекомые. (Загадки). -Описание деревьев и кустарников. -Экологическое просвещение. (Посеем овёс для корма птиц) Экологическая тропа – совместная работа на участках, высадка цветов, саженцев. Выставка газет, экологического альбома.
В результате проделанной работы в данном направлении
созданы необходимые условия для сформирования основ экологической культуры, осознанию бережного отношения к объектам и явлениям природы, развитию экологического мышления, освоение практических действий по охране природы,
развитию умственных способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Свое выступление хотелось бы закончить словами:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Мы продолжим изучение экологического воспитание в ДОУ организуя различные : конкурсы, праздники,выставки.