Медведева Наталья Анатольевна
Организация работы по безопасности дорожного движения в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослого к поведению детей на проезжей части.
Я считаю, что дисциплина, осторожность и строгое соблюдение правил дорожного движения всеми водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Публикация «Организация работы по безопасности дорожного движения в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача всей общественности, административных органов и в первую очередь, дошкольных детских учреждений, школ и родителей.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Именно поэтому я и взяла тему по самообразованию:«Организация детей правилам дорожного движения» и цель которую я ставлю перед детьми: «Формирование у детей навыков безопасного дорожного движения».
Работа с детьми
В детском саду воспитание начинается в младших группах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусов, автобусом, с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов.
Обучение правилам дорожного движения связано со всеми разделами программы, на занятиях по родному языку, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина.
Ребёнок узнает, как себя вести на улице и в общественном транспорте. Простая и доступная форма изложения вызовет у детей интерес к теме, расширит кругозор, обогатит словарный запас, разовьёт речь и логическое мышление.
Знания, приобретённые детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города, наблюдения за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных занятий и игр.
Представление о правилах поведения пешеход на улице, движении транспорта, о труде шофёра имеют важное воспитательное значение. Они помогут ребёнку в дальнейшем освоить более сложный материал.
Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются на занятиях: дети выполняют аппликацию, рисуют, строят на ковре улицу и т. д.
Формируя элементарные математические представления у детей младшего возраста, педагог учит их различать правую и левую руку, дифференцировать понятия направо, налево, середина.
На физкультурных занятиях малышей учат двигаться в определённом направлении, находить своё место. Проводятся подвижные игры: «Трамвай», «Найди свой цвет» и т. д., в которых закрепляются навыки пространственной ориентировки, умение различать цвета.
В подготовительной группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.
С этой целью, я с детьми провожу наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяют знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжаю знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
Закрепляю правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.) Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них. Детей знакомлю с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров.
Чтобы детям было легче усвоить материал, я использую в работе: стихи авторов, увлекательные рассказы о транспорте, отгадывание загадок, ребусов, решение задач, викторины, просмотр фильмов. Для наглядности: картины, схемы, рассматривание иллюстраций, плакаты. Для продуктивной деятельности использую: рисование, пение, конструирование, лепку, мозаику, игрушки, макет улицы. А так же использую: конспекты занятий, беседу, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения.
Использование в программе различных видов игр помогает детям погрузиться в атмосферу определённых тем занятий. Ролевые игры по Правилам дорожного движения развивают у детей умения придумывать несложные сюжеты и выбирать роль. Учат взаимодействовать с действующими лицами и воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, развивают навыки коммуникативности и коммуникабельности. Дидактические игры закрепляют умения подбирать предметы по цвету и величине, сравнивать их, объединять по общим признакам, развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Ситуативные игры на учебном перекрёстке формируют навыки ориентировки в пространстве (дорожно-транспортной среде, закрепляют теоретические знания Правил дорожного движения.
На территории детского сада нарисована специальная площадка «Макет перекрёстка». Дети, соблюдая правила дорожного движения, катаются на велосипедах по этому перекрёстку и получают огромное удовольствие и знания дорожного движения.
Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателя и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.
Развивающая среда
В дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в общем познавательном развитии ребёнка. Для того чтобы лучше понять значение и роль возрастного периода, необходима развивающая среда.
Для формирования у ребёнка правильных, неискажённых представлений о мире слову педагога нужна серьёзная поддержка в виде различных средств наглядности: специального оборудования, картинок и иллюстраций, наглядных пособий, книг, игр, разного вида конструкторы, разукрашек и т. д.
Правильно подобранные и своевременно представленные детям наглядные средства, помогут расширить кругозор и уточнить и конкретизировать вновь формирующиеся и накопленные знания и вызвать и активизировать интерес к познанию мира.
Обеспечение предметно – развивающей среды
Вторая младшая группа (3-4 года): картотека подвижных игр, детская художественная литература, дидактические игры, настольно – печатные игры, напольный конструктор «Строитель», ковровое покрытие «Дорога», атрибуты для театрализованных игр, транспорт, рули, коляски с куклами.
Средняя группа (4-5 лет): содержание второй младшей группы и атрибуты для сюжетно – ролевых игр, картины из серии «Улицы города», раскраски, макет улицы.
Старшая группа (5-6 лет): содержание второй младшей и средней группы и серия картин «Дорожные знаки», «Город», знаки «Пешеходный переход», «Место стоянки», макет проезжей части, конструкторы.
Подготовительная группа (6-7 лет): содержание второй младшей, средней и старшей группы и альбомы «Правила дорожного движения», картотека занятий.
Работа с родителями
Роль семьи в воспитании детей трудно переоценить. Воспитать грамотного пешехода, обучить ребёнка Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки, как вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения – главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения на улице.
Установлено, что наезды транспортных средств на детей происходят, в большинстве случаев, в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом и т. п.). Большое число происшествий происходит по вине родителей, когда дети, вырвавшись из их рук, оказываются перед близко движущимся транспортом, поэтому при переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его за руку. Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми: ребёнок – дошкольник не должен гулять без родителей, если через двор проезжает транспорт.
Навыки безопасного поведения при переходе улицы должна сознательно прививать ребёнку семья, внушать ему: ни шагу на проезжую часть без взрослых, она предназначена для машин; идёшь с взрослым, держишь его за руку – не вырывайся, не сходи с тротуара.
Хорошим средством обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице могут стать игры, художественная литература, диафильмы, видеофильмы, иллюстрации, плакаты, наборы открыток. Особое значение для овладения ребёнком азбукой дорожного движения, приобретают совместные прогулки взрослых с детьми, в процессе которых идёт обучение умению ориентироваться в дорожной обстановке.
Формы работы с родителями могут самыми разнообразными:
• Беседа (уделив особое внимание теме «дорожные ловушки» и ответственности родителей за жизнь и здоровье детей,
• Деловая игра,
• Конкурс (загадок, частушек, стихов по ПДД,
• КВН,
• Викторина
• Театрализованное представление,
• Выставка (плакатов, рисунков, поделок, иллюстраций, фотографий, литературы по безопасности дорожного движения,
• Кинолекторий,
• «Круглый стол» с участием сотрудников ГИБДД и т. д. ,
• Родительское собрание,
• Индивидуальные беседы с родителями (особенно с теми, у кого дети слишком активные и т. д. ,
• Анкетирование или тестирование родителей,
• Наглядная пропаганда (Уголок по безопасности дорожного движения для родителей,
• Совместное изготовление и обновление учебных пособий по ПДД (плакатов, макетов светофоров, дорожных знаков,
• Устройство площадки для проведения практических занятий,
Привлечение родителей к сопровождению групп детей к местам
проведения массовых мероприятий.
Нельзя забывать что, совместная работа дошкольного образовательного учреждения и семьи станет успешной, если родители будут проявлять интерес к различным профилактическим мероприятиям, домашним заданиям.
Диагностика
В условиях дошкольного учреждения требуется не только контроль уровня усвоения знаний, овладения умениями и навыками, но и диагностирование развития психических свойств личности.
Диагностика – это способы изучения личности человека путём использования стандартных процедур тестирования.
Диагностика выполняет две задачи:
• Позволяет получить объективную картинку уровня усвоения знаний и воспитанности детей для адекватной их деятельности,
• Выявляет слабые места в методической и воспитательной работе по обучению детей безопасному поведению на дороге.
В диагностике используются следующие виды: дидактическая игра, карта – задание, опросник, беседа, разработанная игра.
Диагностическая работа в дошкольном учреждении может проводиться в различных формах (игровая, беседа с использованием диагностических вопросов). Эффективность диагностики во многом зависит от подготовки диагностируемого.
Одной из основных задач диагностики является определение того, насколько ребёнок подготовлен к выполнению своих социальных ролей в процессе общения с улицей.
Работу по диагностике следует рассматривать не только как метод контроля за уровнем усвоения знаний, умений и навыков, но и как средство творческого мышления, способствующего повышению культуры поведения на улице. Вскрывая недостатки, диагностика показывает направления и пути их устранения, способствует закреплению знаний, умений и навыков, обеспечивает связь с практикой посредством введения ребёнка в реальные условия дорожного движения. Следовательно, применение диагностики в дошкольных учреждениях, всегда необходимо увязывать с воспитанием, развитием, обучением, закреплением и следует рассматривать её применение как предупредительную функцию воспитательного процесса.
Цели диагностических исследований могут быть разные, в зависимости от них выбираются средства и методы диагностики. Цели диагностики должны ориентировать воспитателя на практику и анализ уровня усвоения и реализаций основных знаний, умений, навыков в условиях дорожного движения, воспитанности ребёнка, которая проявляется в непосредственном поведении, общении с дорогой, развитости психофизических свойств ребёнка.
Анализируя диагностическую работу, диагностирующий должен рассматривать её результаты, как систему целенаправленной и взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника. Воспитателю необходимо опираться на всесторонний анализ самой диагностической работы, начиная с её подготовительного этапа, для выявления всех факторов, оказавших как положительное влияние на результаты диагностики, так и отрицательные.
Заключение
Результатом своей работы вижу, что дети получили знания по правилам дорожного движения (в рамках своих возрастных особенностей). Быстро ориентируются на месте, знают части машины и при этом, быстро и правильно собирают мозаику, умеют различать и называть грузовой и пассажирский транспорт, умеют различать дорожные знаки и называть их, научились играть в игры. Знают сигналы светофора, знают назначение пешеходной дорожки, соблюдают правила поведения в транспорте и т. д.
А так же, детский сад сотрудничает с методистом по пропаганде безопасности дорожного движения среди дошкольных образовательных учреждений МОУ ДОД «Городской центр детского технического творчества». Дети охотно применяют свои знания по правилам дорожного движения в жизни.