Анна Мишкорудная
Организация работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста в ДОУ
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Уже достаточно долгое время людей интересует вопрос о раннем выявлении одаренных детей, о правильном педагогическом сопровождении и благоприятных условиях для развития способностей у таких детей.
Публикация «Организация работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
На сегодняшний день в мире отмечается повышенный интерес к исследованию детей, обладающих нестандартным мышлением. И связано это, в первую очередь, с тем, что современное общество остро нуждается в личностях, наделенных неповторимостью и индивидуальностью. Только человек, который обладает талантом, пытливым умом, непохожий на других, способный мыслить нестандартно, сможет уловить ритм современной жизни.
Современные исследователи установили, что дошкольное детство является самым благоприятным периодом для развития неординарных способностей.
«Одаренностью» ребенка рассматривается как более высокая, по сравнению с его сверстниками, восприимчивость к учению и более выраженные проявления творческих способностей. Одаренность – это дар и означает совокупность врожденных способностей, которые проявляются в тот или иной жизненный период и затрагивают одну или несколько областей.
Родители, педагоги и руководители образовательных учреждений должны объединить свои усилия для своевременного выявления и дальнейшего развития одаренных детей, а так же создать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала таких детей.
Существует ошибочное мнение окружающих о том, что ребенок, опережающий своих сверстников по уровню интеллекта, чувствует себя более счастливым, чем другие, и учеба ему будет даваться легче, чем остальным. На самом же деле дети, наделенные высокими умственными способностями, испытывают много трудностей.
Дети, наделенные особыми способностями, обязательно добиваются успеха в своих начинаниях. Большинство детей, которые понимают свою уникальность и наличие у себя особых способностей, очень болезненно относятся к проигрышам и неудачам. Им очень важно быть первыми среди остальных детей. Такие дети с большим энтузиазмом берутся за несколько дел одновременно, выбирают самые сложные задачи. В конечном итоге у таких детей возникают конфликты со сверстниками, и учеба и общение уже не приносит столько радости. Дело в том, что одаренный ребенок очень далеко отрывается от сверстников, у него возникают особые интересы, в результате он оказывается непонятым своей группой, часто подвергается насмешкам, гонениям.
Но, даже не смотря на одаренность, ребенка все равно нужно учить. Необходимо воспитывать у него такие качества как усидчивость, терпение, ненавязчивость; приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Дети, наделенные особыми способностями, не терпят давления, притеснений, окриков.
В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. В ДОУ есть музыкальный и спортивный залы, эстетически оформленные, с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов. В группах оборудованы уголки театрализации, изобразительной деятельности, экспериментирования, ручного труда, развивающих игр.
Стимулируя познавательную активность дошкольников, помимо вышеперечисленных средств, на занятиях внедряются и инновационные методы. Один из них – использование в работе с детьми компьютера.
Использование в практической деятельности компьютерных технологий способствует повышению познавательной мотивации у дошкольников, вызывает у детей живой интерес, сначала в игровой деятельности, а затем и в учебной. Это и есть фундаментальная основа формирования таких структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие важных мыслительных операций, воспитание усидчивости и интереса к учебной деятельности, развитие мелкой моторики.
Работу с одаренными детьми мы считаем одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. На базе нашего детского сада делается всё возможное для решения этой актуальной проблемы: проводятся интеллектуальные игры, разгадываем развивающие кроссворды, создаются сказочные ситуации, устраиваются конкурсы знатоков, персональные выставки поделок и рисунков, организовываются встречи с интересными людьми, проводятся упражнения типа: вопрос-доказательство. Педагогами разработаны интерактивные компьютерные игры по разным познавательным областям. Одаренным детям желательно принимать участие в театральных кружках, посещать спортивные секции, музыкальные и художественные школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что одаренность - всего лишь потенциал, которым наделен ребенок, способный привести его к успеху, а может и не реализоваться совсем. Хочется верить, что благодаря совместной работе педагогов детского сада и родителей, каждый особый ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свой творческий потенциал, полноценно раскрыться в профессии. Сможет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.