Винера Галиева
Презентация «Диагностика по формированию элементарных математических представлений в старших группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика по формированию элементарных математических представлений в старших группах
Диагностика.
I. Количество и счёт.
1. Счёт в пределах 10.
количественный
Публикация «Презентация „Диагностика по формированию элементарных математических представлений в старших группах“» размещена в разделах
На столе воспитателя выложены десять кругов разного цвета. Воспитатель подзывает к себе ребенка. Задает вопрос: «Посчитай, сколько здесь кругов»? Если ребенок ошибется или затрудняется, воспитатель помогает ему. (один, два, три и т. д.)
порядковый
Воспитатель задает ребенку вопрос: «Посчитай теперь круги по порядку».
Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. (первый, второй, третий и т. д.)
2. Количественный и порядковый счет: умение отвечать на вопросы.
сколько.
После того как ребенок посчитал круги воспитатель задает вопрос: «Сколько всего кругов?»
Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель просит его еще раз пересчитать круги и вновь задает ему вопрос.
который.
Воспитатель задает вопрос: «Который по счету красный круг?» (синий, зеленый) и т. д.
Если ребенок ошибается, воспитатель просит его еще раз посчитать круги по порядку.
3. Умение отсчитывать количество.
• на единицу больше.
Воспитатель показывает ребенку карточку с предметами (например на карточке пять зайцев).
Воспитатель задает вопрос ребенку: «Посчитай сколько зайцев у меня на карточке?»
После ответа ребенка воспитатель дает ему задание: «Отсчитай морковок на одну больше чем зайчиков»
Ребенок отсчитывает раздаточный материал приготовленный воспитателем (в подносе лежит семь морковок)
• на единицу меньше.
Воспитатель дает следующее задание ребенку: «А теперь отсчитай морковок на одну меньше, чем зайчиков».
Если ребенок ошибается, воспитатель ему помогает.
II. Величина.
сравнение предметов по толщине и ширине путем наложения.
У воспитателя на столе пять бочек разных по толщине и пять полосок разных по ширине.
Воспитатель просит ребенка сравнить путем наложения толщину бочек.
Воспитатель задает задание: «Наложи на самую толстую бочку-бочку потоньше. Затем еще тоньше и т. д. до самой тонкой бочки.
(Наложение по ширине выполняется также как по толщине).
Воспитатель оказывает ребенку помощь, чтобы полоски и бочки не съезжали друг с друга, т. е придерживает слегка.
Сравнение предметов по длине путем прикладывания.
У воспитателя на столе пять карандашей разной длины.
Воспитатель дает задание ребенку: «Разложи карандаши сверху вниз от самого длинного до самого короткого.
Если ребенок затрудняется, воспитатель кладет самый длинный карандаш сверху и просит ребенка найти карандаши короче и приложить его к самому длинному, а затем еще короче и т. д.
сравнение предметов по высоте путем раскладывания по порядку.
У воспитателя на столе пять елочек разных по высоте
Воспитатель дает ребенку задание: «Разложи елочки слева направо от самой высокой до самой низкой»
Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает найти самую высокую елочку и кладет её слева, а затем просит ребенка найти ёлочку пониже, затем ещё ниже и так до самой низкой.
III. Форма
знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)
У воспитателя на столе или фланелеграфе разложены геометрические фигуры.
Воспитатель дает задание ребенку: Назови и покажи каждую фигуру.
В случае затруднения воспитатель называет фигуру, а ребенок её показывает.
знание характерных особенностей геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство).
У воспитателя на столе всё те же геометрические фигуры. Воспитатель дает ребенку задание: «Покажи и назови геометрические фигуры у которых нет углов». (круг, овал)
- А теперь покажи и назови геометрические фигуры, у которых есть углы (треугольник, квадрат, прямоугольник.)
- Посчитай и скажи, сколько углов у треугольника?; квадрата?; прямоугольника?
- У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрата)
- У какой геометрической фигуры только противоположные стороны равны? (прямоугольник)
IV.Ориентировка в пространстве.
Определение взаимного расположения предметов в пространстве.
Право – лево.
Воспитатель подзывает ребенка и просит: «Покажи у себя правой рукой правый глаз.
- Покажи у себя левой рукой левое ухо.
- Покажи у себя правой рукой левую руку.
- Покажи у себя левой рукой правую ногу.
Спереди - сзади.
Воспитатель подзывает двух детей и просит одного ребенка встать впереди, а другого сзади диагностируемого ребенка.
Воспитатель спрашивает:
- Где стоит, например, Маша, по отношению к тебе? ( ответ: Маша стоит спереди меня.)
- Где стоит Максим по отношению к тебе? ( ответ: Максим стоит сзади).
Если ребенок не может ответить, воспитатель проговаривает нужные слова в вопросе.
-Кто стоит сзади тебя?
-Кто стоит спереди тебя?
Между, рядом, около.
Диагностируемый ребенок между двумя детьми.
Воспитатель спрашивает ребенка: «Где ты стоишь?». Если ребенок затрудняется, воспитатель спрашивает: «Между кем ты стоишь?» ( Ответ: Я стою между Машей и Максимом).
Перед ребенком на столе лежат рядом друг с другом: мяч и кукла.
Воспитатель спрашивает: «Где лежит мяч по отношению к кукле?»
- где сидит кукла по отношению к мячу?
Если ребенок не говорит слова рядом и около, воспитатель спрашивает: «А как ещё можно сказать?»
Если ребенок не говорит нужные слова, воспитатель сам дает правильный ответ.
V.Ориентировка во времени.
знание текущего дня недели.
Воспитатель спрашивает у ребенка: «Какой сегодня день недели?»
Если ребенок молчит или дает неправильный ответ, воспитатель задает наводящий вопрос: «Сегодня второй день недели, значит это? ( ответ: вторник).
умение называть части суток
Воспитатель задает ребенку вопрос: «Назови части суток»
Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему вопросами:
- Когда ты приходишь в детский сад, какое время суток наступило?
- Когда мы гуляем, после занятий, на прогулке, как называются эти части суток?
- Когда родители забирают тебя из детского сада домой, какое время суток наступает?
- Когда дома ты ложишься спать, как называется эти части суток?
Умение считать в пределах 10 Умение пользоваться количественными и порядковыми числительными Умение сравнивать рядом стоящие числа, уравнивать неравное число предметов Умение сравнивать предметы различной величины Знания о форме предметов Умение определять местонахождения предмета по отношению к себе, другим людям Знания о днях недели, последовательности частей суток
относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
1. "Кто первый назовет"
Детям предлагается картинка, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены различные предметы. Играющие договариваются откуда начинать пересчет предметов : слева, справа, сверху или снизу. Ведущий ударяет молоточком несколько раз. Дети пересчитывают количество ударов и находят предмет, изображенный на указанном месте.
2. "Зоопарк" (Сюжетно - дидактическая игра)
Игра начинается с постройки зоопарка. Позже в зоопарк привозят животных. Директор зоопарка сравнивает количество клеток и количество животных. При нехватке клеток рабочие достраивают их, при недостатке животных - завозят еще.
3. "Кукла Маша варит кашу" (игровая ситуация)
Кукла Маша захотела сварить гречневую кашу. Она прочитала в книжке, что в кастрюлю надо налить столько же воды, сколько будет крупы. Как ей сделать, чтобы крупы и воды было поровну? Надо измерить. Выберем мерку-чашечку. Сначала посмотрим, сколько здесь чашечек крупы. Будем пересыпать чашечкой крупу в кастрюлю и каждую чашечку отмечать фишкой. Потом наливаем столько же чашечек воды, отмечая каждую чашечку фишкой другого цвета. Отмеряем воду, пока фишек не станет поровну, по 8.