Михаил
Организация работы объединения «Шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы Объединения «Шахматы»
(из опыта работы педагога дополнительного образования)
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
Публикация «Организация работы объединения „Шахматы“» размещена в разделах
В современном мире все больше дети увлекаются физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, но только умственный. Шахматы – средство интеллектуального развития детей. В связи с этим в Центре дополнительного образования организовано объединение «Шахматы», где дети в простой и доходчивой форме знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных правилах игры и некоторых её принципах, этике шахматной борьбы.
Цель: обучение детей старшего дошкольного и школьного возрастов игре в шахматы.
Задачи:
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
Учить обыгрыванию простейших комбинаций.
Активизировать мыслительную деятельность.
Развивать внимание, память.
Выработать уверенность в своих силах, выдержку.
Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Первая половина учебного года у учащихся объединения «Шахматы» была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному.
Вторую половину года дети стали знакомиться с шахматными понятиями : шах, мат, пат, рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с первой стадией шахматной игры - дебютом (началом шахматной партии, её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.
Успешное обучение детей шахматам требует участия родителей, их внимательного отношения к достижениям ребенка. Поэтому каждому ребенку была подготовлена папка, в которой был подобран материал для закрепления полученных знаний дома. Родители могли ознакомиться с памятками «Шахматный этикет», «Как стать рыцарем шахмат», «Взялся- ходи».
В течение учебного года ведётся систематическая, планомерная и целенаправленная работа по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Учащиеся объединения «Шахматы» выступали на районных и городских соревнованиях, так же неоднократно проводились соревнования и внутри ОО. Учащиеся нашего объединения получали грамоты и дипломы победителей и призёров.
К концу учебного года были достигнуты следующие результаты:
Сформированы знания по овладению основных шахматных понятий;
Сформировано умение применять элементарные правила игры на практике;
Активизированы познавательные процессы: память, наблюдательность, внимание, мышление, воображение;
Сформированы эмоционально-волевые качества.