Марин Лягушкина
Организация работы научно-исследовательской деятельности в сельской школе
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Лягушкина Марина Михайловна
Алтайский край, Родинский район,
МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2»,
учитель химии и биологии
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный», – высказывание французского философа Мишеля де Мантеля, как нельзя лучше отражает кадровую политику сегодняшнего дня.
Публикация «Организация работы научно-исследовательской деятельности в сельской школе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Значимость вовлечения подростков в научно-исследовательскую деятельность, сегодня определено социально-экономическим положением страны и общества в целом. Талантливые, предприимчивые, инициативные, конкурентоспособные молодые люди, способные перерабатывать большие потоки информации, ориентироваться в постоянно меняющейся условиях и оперативно принимающие решения в самых нестандартных ситуациях, смогут свободно шагнуть в завтрашней день, и быть востребованными.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие качеств, позволяющих подрастающему поколению реализацию их потенциальных возможностей, – одна из приоритетных социальных задач современного общества, которой особое внимание уделяется в нашем регионе. Об этом свидетельствует документ «10 инициатив по развитию системы образования региона».
В 2010 году Дадей А., одна из выпускниц нашей школы, стала победителем XII международной конференции научно-технических работ школьников «Старт в науку». Это событие стало определяющим в активизации научно-исследовательской работы как для обучающихся, так и педагогов не только нашей школы, но и всего района. Осталось понять, что делать и с чего начинать?
«Должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» [1].
В сентябре 2010 года на заседании школьного методического совета было принято решение о создании НОУ (Научного общества учащихся) «Интеллектуал». Идею поддержали руководители ШМО (Школьных методических объединений, учителя, желающие заниматься исследовательской деятельностью, но не знающие с чего начать, представители Родительского комитета.
Цель работы НОУ «Интеллектуал» : создание условий для организации научно-исследовательской работы одаренных детей, повышение педагогической компетентности учителей в сфере опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. Основные задачи: активизация процесса вовлечения учащихся сельских школ в научно-исследовательскую деятельность и повышение методического уровня учителей общеобразовательных школ.
Исследовательское обучение, по мнению М. В. Клариной, «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем» [2].
Повышения компетентностей учителей-руководителей, занимающихся исследовательской деятельностью, реализуется через консультативные пары, мастер-классы, методические фестивали, презентации собственного опыта педагогов, имеющих положительные результаты в данном направлении работы со школьниками.
Исследовательская работа в школе осуществляется по нескольким направлениям: естественнонаучное, гуманитарное, историко-краеведческое и физико-математическое.
Последние годы школа тесно сотрудничает с дошкольными образовательными организациями, привлекая совсем еще юных исследователей к познанию себя и окружающего мира. Данное партнерство приносит положительные плоды: возросло количество и качество представляемых работ, участники конференций более уверено держатся во время выступления, хорошо ориентируются в работе и умело презентуют результаты своих изысканий.
Исследованиям в эколого-биологическом направлении в нашей школе большое внимание уделяет МДЭ (Молодежная экологическая дружина) «Юные эклоги», существующая с 2007 года. Одно из направлений ее деятельности – исследовательская работа. Ежегодные походы, экологические тропы, велотуры, экспедиции в окрестностях нашего села, на территории района и за его пределами помогают ребятам в сборе и изучении материалов для своих будущих работ.
Первая просьба, с которой обращаются ребята, коллеги: «Подскажите, пожалуйста, тему исследования», «С чего начать исследования?». Начинать надо с малого, с того, что окружает, близко и понятно Вам.
Изучением разнообразия, происхождения и экологического состояния местной флоры и фауны мы с ребятами занимается на протяжении последних пяти лет. Благодаря этой деятельности, наряду с общими навыками исследовательской работы, которые приобретают ребята, у них формируется экологическая культура, чувство патриотизма, любовь к малой родине и России в целом.
Определяя цели и задачи будущей работы, необходимо оценивать реальные возможности: наличие приборов, инструментов, реактивов, материальной базы, уровень подготовленности ребенка и его желания заниматься исследованием в данном направлении.
После определения цели, необходимо грамотно ее изложить. Как правило, формулировка цели начинается с имени существительного. Например, «Изучение состояния и динамики развития ценопопуляции …», «Оценка экологического состояния…».
Задачи – это не план работы. Это одно из звеньев цепочки поставленных вами опытов, проведенных наблюдений, сравнений, способствующих достижению поставленной цели и раскрытию заявленной темы. Формулируются они с помощью глаголов: «Изучить», «Выявить», «Разобрать», «Проанализировать». На каждую поставленную задачу – свой вывод.
Приступая к основной части работы, необходимо провести анализ предполагаемых методов, которые Вы планируете использовать при её выполнении. Наряду с общеизвестными из них: работа с литературными источниками, архивными материалами, анкетирование, опрос; эколого-биологические исследования предполагают применение «практических» методов, позволяющих осуществлять измерения, расчеты, наблюдения, закладку опытов, заборы проб. После этого необходимо подробно изучить методику той научной школы, которую будете использовать в работе, не забывая о возможностях вашей территории. Наиболее доступные методы – это биоиндикация, цветовой показатель, показатель прозрачности и запаха воды различных водоемов, изучение уровня содержания тяжелых металлов в почвах, взятых с учебно-опытного участка и приусадебных участков местных жителей и влияние продуктов деятельности клубеньковых бактерий на урожай сельскохозяйственных культур.
Особое место в работах эколого-биологического направления отводится умению ведения дневника наблюдений, первого документа юного исследователя, где фиксируется дата, время, число проведенных опытов и количество повторностей, описываются физиологические процессы и стадии развития растений, экологическое состояние исследуемого объекта.
Самое ценное – собственные исследования. Практическая часть предполагает осуществление закладки опытов в десяти и более кратной повторности, которые фиксируются в «рабочих» таблицах, содержащих объемную поэтапную информацию практической части. Результаты исследования необходимо обобщить и оформить в виде рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, сводных таблиц, что, на мой взгляд, является наиболее выгодным и наглядным способ представления информации.
Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь сквозную нумерацию и четкие названия.
Рисунок подписывается снизу по центру. Например:
Рис. 1 Окраска микропрепараты исследуемых образцов кефира
Таблица подписывается следующим образом: слово «таблица» с указанием ее номера сверху справа, название – по центру. Например:
Таблица 1
Фазы развития картофеля
Фазы развития картофеля
Появление всходов (начало) Бутонизация
(начало) Цветение
(начало) Отмирание ботвы
(начало)
22 – 23 июня 10 – 1 1июля 23 – 24 июля 26 – 27 августа
При проведении анализа данных таблиц необходимо сделать на неё ссылку в тексте работы. Например, «Как видно из данных (именно из данных, а не из таблицы, представленных в таблице 1». Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать собственные наблюдения, эксперименты и закладываемые опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе, с обязательной ссылкой на используемые источники.
По результатам исследований делаются выводы, указывается их практическая значимость, и определяются перспективы дальнейшей работы в данном направлении.
Исследования экологического состояния родного края, его истории и развития мои воспитанники представляют на научно-исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.
Одна из первых работ – «Анализ динамики заболеваемости гипертонией в Родинском районе Алтайского края и значение самоконтроля в профилактике осложнений» – раскрывала исследования распространения заболеваемости ГБ на территории Родинского района и зависимость между возрастными границами больных и продолжительностью их болезни. Представила эту работу в 2012 году ученица 11 класса Шелест Анастасия, ставшая Лауреатом 2 степени во Всероссийской научной конференции учащихся «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬРА – Сибирь».
Исследование качественного и количественного состава полезных молочнокислых бактерий в кефирах, реализуемых в торговой сети с. Родино, Ракитиной Анной в работе «Все ли кефиры полезны для здоровья?» было отмечено дипломом 1 степени Краевого конкурса научно-исследовательских и проектных работ «Новое поколение выбирает ЗОЖ» и дипломом 3 степени Открытого краевого конкурса для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» в 2015 г.
На протяжении двух лет Вихрова Екатерина и Гайдабура Анастасия занимались выявлением влияния концентраций солей меди и цинка на рост и развитие растений в условиях степной зоны. За представленные результаты в данном направлении Екатерина получила диплом Лауреата 2 степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Первые шаги – 2015», Анастасия – диплом Лауреата 3 степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА», 2015 г.
Коровина Ирина, продолжая эти исследования, изучила влияние солей тяжелых металлов на рост и развитие растений фасоли сорта «Лопатка», широко культивируемого в Родинском районе. Ее труды были отмечены Дипломом Лауреата 1 степени во Всероссийской научной конференции учащихся «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА – Сибирь», 2016 г., Дипломом Лауреата 1 степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Первые шаги – 2016».
Успешно заниматься исследовательской деятельностью в области биологии, растениеводства и экологии дает возможность профильная смена «Малая тимирязевка», существующая на базе пришкольного участка МБОУ «РСОШ №2», руководителем которой являюсь я на протяжении многих лет. Работа по теме «Изучение закономерностей влияния разного уровня насыщения севооборотов фасоли на рост и развитие тыквы сорта Купчиха» была выполнена обучающейся 9 класса Ковнер Анной, ставшей Лауреатом 1 степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА» в 2017 г., обладательницей Диплома 2 степени, серебряной медали и кубка за участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева в 2018 г., а также Дипломами победителя Всероссийского экологического конкурса «Природа – дом, в котором живет человек» и Всероссийского конкурса исследовательских работ «Научный потенциал – XXI»в 2019 г. За эту же работу она получила Диплом 2степени Открытого краевого конкурса для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» в 2019 г. Не менее успешной стала работа Анны «Оценка экологического состояния пруда Кубы с. Родино», представленную на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева в 2020 г. и получившая за нее Диплом 3 степени, бронзовую медаль и кубок
Поиски наиболее эффективных методов защиты от колорадского жука, способствующих росту, развитию и сохранению продуктивности картофеля сорта «Чугунок» в работе «Оценка влияния методов борьбы с колорадским жуком на рост и развитие картофеля», выполненной Князевой Полиной, были отмечены на конкурсах разных уровней. Всероссийский конкурс исследовательских работ «ШАГИ В НАУКУ» в 2018 году – Диплом лауреата 1 степени; Всероссийский экологический конкурс «Природа – дом, в котором живет человек» в 2019 г. – Диплом победителя; Открытый краевой конкурс для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» в 2019 г – Диплом 3 степени; Диплом участника и медалью юного исследователя Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева в 2020 г.
Сегодняшние успехи ребят – это результат кропотливого труда и тесного содружества трех составляющих: юного исследователя, научного руководителя и Краевой программы «Будущее Алтая».
Организационно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение, адресная помощь, советы ученых-консультантов программы «Будущее Алтая» привели к повышению качества выполненных работ, навыков теоретического мышления, переработки информации, уровня коммуникации, ориентации и мотивации на успех, как у юных исследователей, так и их руководителей. Встречи с методистами «Будущее Алтая», учеными-консультантами – это свежий глоток воздуха, заряд энергии, позитивный настрой, желание совершенствоваться, достигать намеченного и выставлять новые ориентиры.
Победы моих воспитанников, как и полученный бесценный опыт организации и проведения исследовательской работы с учащимися, совсем не значит, что сегодня мы не прикладываем усилий, а просто идем по знакомому нам пути. Достигнутые успехи, как стрелка компаса, которая указывает, что нами выбрано верное направление, но путь этот тернист, спотыкаясь и совершая ошибки, затем правя их, надо ежечасно, день за днем, год за годом преодолевать возникающие трудности. Поэтому взаимоотношения с моими воспитанниками четко формулирует афоризм Р. Эмерсона: «Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку».
Список литературы и ресурсов Интернет
1. Моисеев Е. Г. Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие, 2019 –[Электронный ресурс] Режим доступа: books.google.ru › books
2. Середенко П. В. Подготовка учителя-исследователя в вузе, 2008 –[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-uchitelya-issledovatelya-v-vuze