Получи документы

Организация работы научно-исследовательской деятельности в сельской школе

Марин Лягушкина
Организация работы научно-исследовательской деятельности в сельской школе
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Лягушкина Марина Михайловна

Алтайский край, Родинский район,

МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2»,

учитель химии и биологии

«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный», – высказывание французского философа Мишеля де Мантеля, как нельзя лучше отражает кадровую политику сегодняшнего дня.

Публикация «Организация работы научно-исследовательской деятельности в сельской школе» размещена в разделах

Значимость вовлечения подростков в научно-исследовательскую деятельность, сегодня определено социально-экономическим положением страны и общества в целом. Талантливые, предприимчивые, инициативные, конкурентоспособные молодые люди, способные перерабатывать большие потоки информации, ориентироваться в постоянно меняющейся условиях и оперативно принимающие решения в самых нестандартных ситуациях, смогут свободно шагнуть в завтрашней день, и быть востребованными.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие качеств, позволяющих подрастающему поколению реализацию их потенциальных возможностей, – одна из приоритетных социальных задач современного общества, которой особое внимание уделяется в нашем регионе. Об этом свидетельствует документ «10 инициатив по развитию системы образования региона».

В 2010 году Дадей А., одна из выпускниц нашей школы, стала победителем XII международной конференции научно-технических работ школьников «Старт в науку». Это событие стало определяющим в активизации научно-исследовательской работы как для обучающихся, так и педагогов не только нашей школы, но и всего района. Осталось понять, что делать и с чего начинать?

«Должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» [1].

В сентябре 2010 года на заседании школьного методического совета было принято решение о создании НОУ (Научного общества учащихся) «Интеллектуал». Идею поддержали руководители ШМО (Школьных методических объединений, учителя, желающие заниматься исследовательской деятельностью, но не знающие с чего начать, представители Родительского комитета.

Цель работы НОУ «Интеллектуал» : создание условий для организации научно-исследовательской работы одаренных детей, повышение педагогической компетентности учителей в сфере опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. Основные задачи: активизация процесса вовлечения учащихся сельских школ в научно-исследовательскую деятельность и повышение методического уровня учителей общеобразовательных школ.

Исследовательское обучение, по мнению М. В. Клариной, «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем» [2].

Повышения компетентностей учителей-руководителей, занимающихся исследовательской деятельностью, реализуется через консультативные пары, мастер-классы, методические фестивали, презентации собственного опыта педагогов, имеющих положительные результаты в данном направлении работы со школьниками.

Исследовательская работа в школе осуществляется по нескольким направлениям: естественнонаучное, гуманитарное, историко-краеведческое и физико-математическое.

Последние годы школа тесно сотрудничает с дошкольными образовательными организациями, привлекая совсем еще юных исследователей к познанию себя и окружающего мира. Данное партнерство приносит положительные плоды: возросло количество и качество представляемых работ, участники конференций более уверено держатся во время выступления, хорошо ориентируются в работе и умело презентуют результаты своих изысканий.

Исследованиям в эколого-биологическом направлении в нашей школе большое внимание уделяет МДЭ (Молодежная экологическая дружина) «Юные эклоги», существующая с 2007 года. Одно из направлений ее деятельности – исследовательская работа. Ежегодные походы, экологические тропы, велотуры, экспедиции в окрестностях нашего села, на территории района и за его пределами помогают ребятам в сборе и изучении материалов для своих будущих работ.

Первая просьба, с которой обращаются ребята, коллеги: «Подскажите, пожалуйста, тему исследования», «С чего начать исследования?». Начинать надо с малого, с того, что окружает, близко и понятно Вам.

Изучением разнообразия, происхождения и экологического состояния местной флоры и фауны мы с ребятами занимается на протяжении последних пяти лет. Благодаря этой деятельности, наряду с общими навыками исследовательской работы, которые приобретают ребята, у них формируется экологическая культура, чувство патриотизма, любовь к малой родине и России в целом.

Определяя цели и задачи будущей работы, необходимо оценивать реальные возможности: наличие приборов, инструментов, реактивов, материальной базы, уровень подготовленности ребенка и его желания заниматься исследованием в данном направлении.

После определения цели, необходимо грамотно ее изложить. Как правило, формулировка цели начинается с имени существительного. Например, «Изучение состояния и динамики развития ценопопуляции …», «Оценка экологического состояния…».

Задачи – это не план работы. Это одно из звеньев цепочки поставленных вами опытов, проведенных наблюдений, сравнений, способствующих достижению поставленной цели и раскрытию заявленной темы. Формулируются они с помощью глаголов: «Изучить», «Выявить», «Разобрать», «Проанализировать». На каждую поставленную задачу – свой вывод.

Приступая к основной части работы, необходимо провести анализ предполагаемых методов, которые Вы планируете использовать при её выполнении. Наряду с общеизвестными из них: работа с литературными источниками, архивными материалами, анкетирование, опрос; эколого-биологические исследования предполагают применение «практических» методов, позволяющих осуществлять измерения, расчеты, наблюдения, закладку опытов, заборы проб. После этого необходимо подробно изучить методику той научной школы, которую будете использовать в работе, не забывая о возможностях вашей территории. Наиболее доступные методы – это биоиндикация, цветовой показатель, показатель прозрачности и запаха воды различных водоемов, изучение уровня содержания тяжелых металлов в почвах, взятых с учебно-опытного участка и приусадебных участков местных жителей и влияние продуктов деятельности клубеньковых бактерий на урожай сельскохозяйственных культур.

Особое место в работах эколого-биологического направления отводится умению ведения дневника наблюдений, первого документа юного исследователя, где фиксируется дата, время, число проведенных опытов и количество повторностей, описываются физиологические процессы и стадии развития растений, экологическое состояние исследуемого объекта.

Самое ценное – собственные исследования. Практическая часть предполагает осуществление закладки опытов в десяти и более кратной повторности, которые фиксируются в «рабочих» таблицах, содержащих объемную поэтапную информацию практической части. Результаты исследования необходимо обобщить и оформить в виде рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, сводных таблиц, что, на мой взгляд, является наиболее выгодным и наглядным способ представления информации.

Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь сквозную нумерацию и четкие названия.

Рисунок подписывается снизу по центру. Например:

Рис. 1 Окраска микропрепараты исследуемых образцов кефира

Таблица подписывается следующим образом: слово «таблица» с указанием ее номера сверху справа, название – по центру. Например:

Таблица 1

Фазы развития картофеля

Фазы развития картофеля

Появление всходов (начало) Бутонизация

(начало) Цветение

(начало) Отмирание ботвы

(начало)

22 – 23 июня 10 – 1 1июля 23 – 24 июля 26 – 27 августа

При проведении анализа данных таблиц необходимо сделать на неё ссылку в тексте работы. Например, «Как видно из данных (именно из данных, а не из таблицы, представленных в таблице 1». Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать собственные наблюдения, эксперименты и закладываемые опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе, с обязательной ссылкой на используемые источники.

По результатам исследований делаются выводы, указывается их практическая значимость, и определяются перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

Исследования экологического состояния родного края, его истории и развития мои воспитанники представляют на научно-исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.

Одна из первых работ – «Анализ динамики заболеваемости гипертонией в Родинском районе Алтайского края и значение самоконтроля в профилактике осложнений» – раскрывала исследования распространения заболеваемости ГБ на территории Родинского района и зависимость между возрастными границами больных и продолжительностью их болезни. Представила эту работу в 2012 году ученица 11 класса Шелест Анастасия, ставшая Лауреатом 2 степени во Всероссийской научной конференции учащихся «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬРА – Сибирь».

Исследование качественного и количественного состава полезных молочнокислых бактерий в кефирах, реализуемых в торговой сети с. Родино, Ракитиной Анной в работе «Все ли кефиры полезны для здоровья?» было отмечено дипломом 1 степени Краевого конкурса научно-исследовательских и проектных работ «Новое поколение выбирает ЗОЖ» и дипломом 3 степени Открытого краевого конкурса для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» в 2015 г.

На протяжении двух лет Вихрова Екатерина и Гайдабура Анастасия занимались выявлением влияния концентраций солей меди и цинка на рост и развитие растений в условиях степной зоны. За представленные результаты в данном направлении Екатерина получила диплом Лауреата 2 степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Первые шаги – 2015», Анастасия – диплом Лауреата 3 степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА», 2015 г.

Коровина Ирина, продолжая эти исследования, изучила влияние солей тяжелых металлов на рост и развитие растений фасоли сорта «Лопатка», широко культивируемого в Родинском районе. Ее труды были отмечены Дипломом Лауреата 1 степени во Всероссийской научной конференции учащихся «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА – Сибирь», 2016 г., Дипломом Лауреата 1 степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Первые шаги – 2016».

Успешно заниматься исследовательской деятельностью в области биологии, растениеводства и экологии дает возможность профильная смена «Малая тимирязевка», существующая на базе пришкольного участка МБОУ «РСОШ №2», руководителем которой являюсь я на протяжении многих лет. Работа по теме «Изучение закономерностей влияния разного уровня насыщения севооборотов фасоли на рост и развитие тыквы сорта Купчиха» была выполнена обучающейся 9 класса Ковнер Анной, ставшей Лауреатом 1 степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА» в 2017 г., обладательницей Диплома 2 степени, серебряной медали и кубка за участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева в 2018 г., а также Дипломами победителя Всероссийского экологического конкурса «Природа – дом, в котором живет человек» и Всероссийского конкурса исследовательских работ «Научный потенциал – XXI»в 2019 г. За эту же работу она получила Диплом 2степени Открытого краевого конкурса для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» в 2019 г. Не менее успешной стала работа Анны «Оценка экологического состояния пруда Кубы с. Родино», представленную на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева в 2020 г. и получившая за нее Диплом 3 степени, бронзовую медаль и кубок

Поиски наиболее эффективных методов защиты от колорадского жука, способствующих росту, развитию и сохранению продуктивности картофеля сорта «Чугунок» в работе «Оценка влияния методов борьбы с колорадским жуком на рост и развитие картофеля», выполненной Князевой Полиной, были отмечены на конкурсах разных уровней. Всероссийский конкурс исследовательских работ «ШАГИ В НАУКУ» в 2018 году – Диплом лауреата 1 степени; Всероссийский экологический конкурс «Природа – дом, в котором живет человек» в 2019 г. – Диплом победителя; Открытый краевой конкурс для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» в 2019 г – Диплом 3 степени; Диплом участника и медалью юного исследователя Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д. И. Менделеева в 2020 г.

Сегодняшние успехи ребят – это результат кропотливого труда и тесного содружества трех составляющих: юного исследователя, научного руководителя и Краевой программы «Будущее Алтая».

Организационно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение, адресная помощь, советы ученых-консультантов программы «Будущее Алтая» привели к повышению качества выполненных работ, навыков теоретического мышления, переработки информации, уровня коммуникации, ориентации и мотивации на успех, как у юных исследователей, так и их руководителей. Встречи с методистами «Будущее Алтая», учеными-консультантами – это свежий глоток воздуха, заряд энергии, позитивный настрой, желание совершенствоваться, достигать намеченного и выставлять новые ориентиры.

Победы моих воспитанников, как и полученный бесценный опыт организации и проведения исследовательской работы с учащимися, совсем не значит, что сегодня мы не прикладываем усилий, а просто идем по знакомому нам пути. Достигнутые успехи, как стрелка компаса, которая указывает, что нами выбрано верное направление, но путь этот тернист, спотыкаясь и совершая ошибки, затем правя их, надо ежечасно, день за днем, год за годом преодолевать возникающие трудности. Поэтому взаимоотношения с моими воспитанниками четко формулирует афоризм Р. Эмерсона: «Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку».

Список литературы и ресурсов Интернет

1. Моисеев Е. Г. Обществознание. 2-е издание. Учебное пособие, 2019 –[Электронный ресурс] Режим доступа: books.google.ru › books

2. Середенко П. В. Подготовка учителя-исследователя в вузе, 2008 –[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-uchitelya-issledovatelya-v-vuze

Публикации по теме:

Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь»Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь» Цель: пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности. Развивать мотивацию каждого ребёнка к.

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла»Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Фотоотчёт об исследовательской деятельности в ДОУ «Волшебные стёкла» Прошедшая неделя в нашем ДОУ была посвящена теме «Чудеса, опыты, эксперименты».

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух» .

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы научно-исследовательской деятельности в сельской школе
Опубликовано: 31 августа 2020 в 15:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы научно-исследовательской деятельности в сельской школе» (включая файлы) размещена пользователем Марин Лягушкина (УИ 2009368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД