надежда турпанова
Организация и проведение фольклорного праздника в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение фольклорного праздника в детском саду
(на примере Встреча Масленицы)
Для проведения фольклорных праздников в детском саду всегда требуется планомерная подготовка. Это особые праздники, они наполнены добротой, теплом, весельем, радостью. Для организации таких праздников, прежде всего, необходимы знания в области фольклора. Педагогическому коллективу требуются знания как теоретические так и практические.
Публикация «Организация и проведение фольклорного праздника в детском саду» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Музыкальный руководитель, воспитатель, должны четко понимать значимость праздников в жизни русского народа. Праздники сближали людей, укрепляли родственные отношения, молодые люди знакомились, общались, веселились друг с другом. Праздник являлся источником радости и веселья. Многие приходили на праздник повидаться, узнать новости, новые события. Народные праздники играли важную роль в укреплении местных традиций, хозяйственных и семейных связей.
Важно учитывать, что фольклорные праздники в детском саду проводятся с учетом национальной принадлежности родителей и детей.
В организации праздников можно выделить несколько важных разделов.
- Планирование
Как правило праздники мы планируем в начале учебного года, в перспективном плане. Необходимо определить цели, задачи, формы и методы работы.
Главная цель фольклорного праздника- сформировать основы духовной культуры, через народное творчество познакомить детей с традициями, обычаями, историей нашей страны.
- Написание сценария
Составление сценария должно быть содержательным, ярким, веселым, интересным для детей. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, репертуар также должен соответствовать возрасту дошкольников.
Фольклорный материал должен быть направлен на чувства, переживание детей через танцы, игры, песни, стихи, хороводы и т. д. Оформление, музыка, костюмы, основа всего праздника –русская народная песня, народные костюмы. Важно, чтобы все дети были задействованы в празднике.
- Подготовка к празднику (организация)
Проводим консультацию по данной теме как для родителей, так и для воспитателей. В музыкальном уголке можно вывесить информацию или провести беседу о предстоящем празднике. Объяснить цели и задачи.
Всегда хочется, чтобы праздник прошел ярко, весело, стал запоминающимся.
Можно привлечь родителей к участию в празднике, так как в семье закладывается самое первое духовно-нравственное начало. Многие родители с удовольствием принимают участие в праздниках. Можно попросить исполнить небольшую роль в празднике, кто-то подготовит атрибуты, пошив костюмов, приготовление выпечки, сладкого стола на свежем воздухе.
Нельзя забывать об оформлении зала или месте проведения на участке.
Детям рассказываем о празднике, они должны понимать свои задачи, свою важную роль в участии и проведении праздника.
Готовим репертуар, учим стихи, песни, танцы.
-Проведение праздника.
В день проведения праздника необходимо создать праздничное настроение, позитивную обстановку. Звучит веселая музыка, у всех прекрасное настроение. Самое главное, чтобы дети получили эмоциональное удовольствие. Фольклорный праздник заканчивается веселым общением детей, родителей, педагогов. В завершении праздника, считаю, должен быть сюрпризный момент.
- Подведение итогов.
Проводим беседу с детьми, разговариваем, что понравилось, что запомнилось. Можно предложить детям посмотреть в музыкальном зале фото или видео с праздника. Все это только поможет детям сохранить хорошие воспоминания.
Рассмотрим праздник Масленица
Для того, чтобы спланировать праздник, необходимо знать историю этого праздника.
Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.
До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.
Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния, но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.
Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.
Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение.
Праздник Масленица проводится в детском саду с целью познавательного и творческого потенциала через приобщение к традициям народной культуры и обычаям русского народного творчества.
Основными задачами проведения праздника Масленица являются :
-воспитывать интерес и уважение к традициям народных праздников
- создать благоприятную среду общения детей и взрослых
- формировать представление о содержании и структуре русского народного обряда
Предварительная работа с детьми может включать в себя
-Беседы о празднике Масленица (учитываем возрастные особенности детей, знакомим с традициями этого праздника)
Понедельник - Встреча
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные - с четверга или пятницы.
Вторник - Заигрыш
С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и "Масленичным Дедом". На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.
Среда - Лакомка
В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг - Разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица "лежачего не бьют", вдвоем нападать на одного ("двое дерутся - третий не лезь", бить ниже пояса ("удар ниже пояса") или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
Пятница - Тещины вечера
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.
Суббота — Золовкины посиделки
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.
Воскресенье - Прощенный день
В России этот день называли "Прощеным воскресеньем", когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.
Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Основным эпизодом последнего дня были "проводы Масленицы". К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.
Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу" : нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег ("проводили Масленицу").
- знакомим с русскими народными играми: Перетягивание каната, кидание блинов в корзину, «Ручеек», «Золотые ворота», катание на санях
- разучиваем русские народные песни: «Ой, блины, мои блины», «К нам гости пришли»
- разучивание хоровода «К нам весна пришла»
- разучивание русской народной заклички «Весняночка»
- разучивание народных плясок
При составлении сценария необходимо учитывать основные традиционные моменты
- Проводы Зимы
- Встреча Масленицы
- Встреча Весны
- исполнение песен и плясок о весне, соответствующие весеннему календарю
- праздничное угощение (чаепитие на участке)
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Знакомство с народной культурой прививает детям любовь к своей Родине. Фольклорные праздники пропитаны народной мудростью. Красота, яркость, веселье, песни, хороводы, шутки, заклички- прекрасный материал для нравственного, эмоционально- эстетического воспитания дошкольников.