марина герасименко
Организация психологического сопровождения детей раннего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это стадия психического развития ребенка от года до трех лет.
Данный возрастной период жизни ребенка характеризуется большими сдвигами в физическом и нервно-психическом развитии, качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий, совершенствуется деятельность органов чувств и систем организма (костной, мышечной, центральной нервной системы).
• Формируется крупная моторика (ходьба, развивается мелкая моторика рук, за счет этого расширяются возможности познания ребенком окружающего мира;
• Развивается ситуативно-деловое общение со взрослыми и сверстниками;
Публикация «Организация психологического сопровождения детей раннего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания» размещена в разделах
• Формируются когнитивные процессы;
• Происходит овладение пассивной и активной речью;
• Формируется самосознание: появление знаний о своих возможностях, становление половой идентичности.
Для психики ребенка данного возраста характерны : высокая зависимость от наглядной ситуации, психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями ребенка. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой происходит овладение фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое является ситуативно-деловым.
Ранний возраст – это период бурного развития речи, прежде всего ее понимания, формируется пассивный и активный словарный запас. Увеличивается объем памяти и происходит постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие. Начинают усваиваться сенсорные эталоны: цвета, геометрические формы, совершенствуется наглядно-действенное мышление. Овладение предметной деятельностью, общение со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, воображения, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей.
В целом психическое развитие детей 2-3 лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно – действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимодействий между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности.
У детей 2-3 лет наступает период интенсивного развития самостоятельности, которая проявляется во всех сферах жизни и деятельности: совершенствуются навыки самообслуживания, воспроизводятся эпизоды из жизни.
В эмоциональном плане наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Эмоции детей кратковременны и неустойчивы, формы выражения эмоций становятся богаче, а именно: мимика, жесты и интонации.
В этом возрасте закладывается будущий фундамент социализации ребенка, устанавливается его связь с людьми, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, формируются основы самосознания и индивидуальности ребенка.
В скором будущем предстоит ребенку уже посещать дошкольной учреждение и данный факт, настораживает родителей. Они беспокоятся за своего малыша, переживают за то, как он привыкнет к незнакомому помещению, к новым требованиям. Не принесет ли это стресс малышу? Конечно, любое привыкание успешно, когда оно происходит постепенно, мягко. И группа кратковременного пребывания выполняет в полной мере эти условия. Кратковременный, но в тоже время систематический режим пребывания в детском саду позволяет организовать успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада и создать благоприятные условия для социализации дошкольника.
В МБДОУ д/с № 89 города Белгорода с 2017 года функционирует две группы кратковременного пребывания для детей от 1,8 до 3 лет. Группу работают в следующем режиме: с 8.00 до 11.00 и с 11.30 до 14.30.
Одной из главных задач функционирования групп кратковременного пребывания, помимо содействия всестороннему развитию детей раннего возраста, их социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию к условиям дошкольного учреждения, является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ близкое сотрудничество с семьей является решающим фактором, педагоги, специалисты ДОУ имеют возможность помочь семьям с маленькими детьми.
Модель группы кратковременного пребывания рассчитана на самостоятельное пребывание ребенка в саду в течение трех часов. Но привыкает ребенок индивидуально, постепенно и к группе и к педагогу. Первые дни, а зачастую и недели рядом с ним находится мама, поэтому малыш чувствует себя спокойно, комфортно. Родители, присутствуют с ребенком в группе, выполняют вместе с ним задания, упражнения, участвуют в совместных играх. Кроме того мамы, наблюдая работу педагога с детьми, и сами обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими малышами. У каждого ребенка индивидуально, но обязательно наступает этап, когда он безболезненно отпускает маму, с удовольствием идет к педагогу, комфортно проводит время самостоятельно в детском саду. Чаще всего семи, десяти дней вполне достаточно детям для адаптации к педагогу и к группе.
В работе педагога-психолога в группе кратковременного пребывания предполагаются различные формы взаимодействия с родителями и детьми с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире, развитие и обогащение сенсомоторного опыта детей.
В условиях функционирования группы кратковременного пребывания у родителей есть возможность непосредственно общаться с педагогом-психологом, получать необходимую им информацию об особенностях развития детей. Родителям оказывается помощь и в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка; предлагается методическая и детская художественная литература из библиотеки ДОУ.
Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации педагогов.
Остановимся на том, как работают педагоги коррекционной службы с детьми в рамках группы кратковременного пребывания.
Отечественные психологи Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, А. А. Катаева, Н. Н. Поддьяков говорили о том, что фундаментом умственного развития в раннем возрасте является сенсомоторное развитие ребенка. Детям раннего возраста нужна специально организованная развивающая деятельность, направленная на обогащение их сенсомоторного опыта, основы развития познавательной сферы в целом.
В рамках группы кратковременного пребывания специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед) применяют игровых технологий для обогащения сенсомоторного опыта детей раннего возраста.
Основными задачами являются:
- сформировать у детей основные сенсорные эталоны: цвета, формы, величины;
- повысить качество основных видов движений, мышц мелкой моторики руки;
- сформировать более устойчивый интерес к познавательной деятельности;
- повысить уровень психологической комфортности пребывания ребенка в ДОУ.
Цикл развивающих занятий условно разделен на 4 блока, в котором 5 занятий, и проводятся специалистами коррекционно-развивающей службы: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре.
I блок. Цвет. Изучение основных цветов.
II блок. Форма. Изучение геометрических фигур.
III блок. Величина. Закрепление значения величин.
IV блок. Мелкая моторика руки. Точные движения.
Роль игровых технологий в сенсомоторном развитии трудно переоценить. Здесь необходимы игры и игровые упражнения, которые могут привлечь внимание и заинтересовать детей.
В ходе развивающих занятий используются возможности современного развивающего оборудования и ряда авторских дидактических игр.
Описание игрового оборудования:
Модуль дидактический многофункциональный развивающий куб.
Куб предназначен для развития тактильных ощущений, сенсорного восприятия, мышц мелкой моторики руки, воображения и зрительной стимуляции. Состоит из пяти многофункциональных граней, с яркими, разноцветными элементами различных размеров и форм, величин.
Дидактический модуль «Солнышко»
Яркие цвета привлекают внимание ребенка с ЗПР, необычная форма позволяет самостоятельно изучать окружающую среду в игровой форме, представлены шнуровки, геометрические фигуры.
Развивает познавательные процессы, сенсомоторные навыки, моторику, вестибулярный аппарат, ловкость.
Тактильные ячейки
Знакомят детей с разнообразием тактильных ощущений. Ребенок начинает тактильное обследование предметов, называя качества поверхности.
Улучшаются навыки идентификации и исследования через прикосновения к предметам
Панель «Разноцветное домино»
Способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, осязательных навыков, зрительной и звуковой стимуляции. Используется для изучения цветов, геометрических фигур.
Авторские диагностические игры
Дидактическая игра «Вязаный конструктор»
Игра развивает и обогащает сенсомоторные навыки ребенка, стимулирует познавательную активность ребенка, позволяет конструировать, совершенствует навыки счета, уточняет знания о геометрических фигурах, буквах, цифрах.
Дидактическая игра «Тактильные мешочки для счета»
Развивает и закрепляет счет в пределах трех, стимулирует тактильную чувствительность, моторику.
Дидактическая игра «Найди заплатку для коврика»
Яркие картинки привлекают внимание детей, позволяют закрепить понятия о форме, геометрических фигурах. Стимулируют усидчивость, развивают мыслительные процессы.
Дидактическая игра «Чудо коврик»
Игра тренирует мышцы мелкой моторики руки, закрепляет знания цветов.
Дидактическая игра «Волшебная подушка»
Игра позволяет познакомить ребенка с эмоцией «радость», тренируют мелкую моторику.
Применение в развивающей работе педагогов ДОУ данного оборудования позволяет преобразить игровые технологии, подобрать разнообразные, интересные упражнения детям с, которые обогащают их сенсомоторный опыт, развивают познавательные процессы, тренируют мышцы мелкой моторики руки.
Дети учатся определять, называть и показывать форму, величину, цвет предмета. Могут из группы объектов выделить предметы по одному признаку, пробуют действовать двумя руками, развиваются бимануальные движения.
Работа по данному направлению продолжается, потому что есть положительные отзывы со стороны родителей, педагогов и самих малышей.