Svetlana Neustroeva
Организация просветительской работы с родителями и законными представителями в образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании и становлении ребенка семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями детям нужен для полноценного их развития. При общении со своими детьми родитель может вовремя заметить отклонения в развитии и поведении детей и правильно сможет организовать помощь, которая сможет сыграть важную роль в становлении растущего человека. Тем не менее, нас не учат быть родителями, мы берем опыт у «старшего» поколения, опыт наших родителей. И не всегда опыт наших предков является нормой. Правильное общение родителей со своим ребенком с раннего возраста дает нам недопущение педагогической запущенности, раннюю профилактику отклоняющегося поведения.
Публикация «Организация просветительской работы с родителями и законными представителями в образовательном пространстве» размещена в разделах
Таким образом, для создания условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, их психологической компетенции в семейном воспитании нами разработана программа для работы с родителями (законными представителями) «Родительская среда».
Задачами данной программы являются повышение педагогической культуры родителей (законных представителей, формирование психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в семейном воспитании, снижение отклоняющегося поведения детей и подростков.
Родительское собрание проводится еженедельно на платформе ВК в онлайн - формате.
Ожидаемый результат:
1. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
2. Уменьшение отклонений в развитии и в поведении детей и подростков.
Содержание программы:
9 родительских занятий отдела ранней диагностики и специальной помощи детям раннего и дошкольного возрастов:
1.1. Развитие ребенка от 0 до 3 лет;
1.2. Кризис 3 лет;
1.3. Развитие речи ребенка. Почему ребенок не говорит? Когда обращаться за помощью к учителю-логопеду, учителю-дефектологу;
1.4. Развивашки для детей “Поиграй со мной!” от 0 и старше, своими руками;
1.5. Особенности общения в семье с детьми от 0 до 3;
1.6. Правильный режим дня ребенка. Режим дня, как фактор здоровья, физического развития, работоспособности и успеваемость ребенка.
1.7. Ребенок кусается и дерется, что с этим делать?
1.8. Патологические привычки. Мой ребенок сосет палец, грызет ногти. Что с этим делать?
1.9. Гиперактивный ребенок. Причины и последствия.
9 родительских занятий центральной психолого-медико-педагогической комиссии:
2.1. Что такое ПМПК и следует ли бояться ПМПК?
2.2. Что делать, если у ребенка есть задержка речевого развития?
2.3. Что делать, если ребенок не справляется со школьной программой?
2.4. Как подготовить ребенка к ПМПК?
2.5. Заключение ПМПК и права родителей
2.6.“Цветик-Семицветик”
2.7. Родитель и ребенок с ОВЗ : успешные взаимоотношения дома;
2.8.“Понимаю” и “Принимаю”. Каждый ребенок особенный. Все дети равны.
2.9. Инклюзивное образование. Мы разные, но мы вместе.
9 родительских занятий педагогов-психологов отдела психологического и социально - педагогического сопровождения:
3.1. Возрастные кризисы
3.2. Готовность ребенка к школе
3.3. Адаптация ребенка в образовательной организации (в ДОУ, 1 кл, 5 кл, 10 кл.)
3.4. Детско-родительские отношения. Жестокое обращение с ребенком.
3.5. У моего ребенка компьютерная/телефонная зависимость. Компьютер/телефон друг или враг?
3.6. Социально-негативные явления в детской среде. Что такое экстремизм? Как действовать если вы столкнулись с пропагандой экстремизма?
3.7. Первая любовь в подростковом возрасте. Физиологические и психологичексие особенности подростка. Как вести себя родителям влюбленных подростков?
3.8. Суицидальное поведение. Причины суицила в подростковой среде. Правила общения родителей с детьми имеющими суицидальные наклонности.
3.9. Склонности и интересы подростков при выборе профессии. Что такое профориентация? Роль родителя в выборе профессии.
9 родительских занятий социальных педагогов отдела психологического и социально - педагогического сопровождения:
4.1. Родительская ответственность. Права и обязанности родителей. Социальная помощь в РС (Я);
4.2. Безопасность детей дома, на улице, на дороге;
4.3. Риски с которыми сталкиваются родители;
4.4. Роль семьи в социализации ребенка;
4.5. Занятость ребенка. Досуг детей и подростков. “Навигатор”
4.6. Мой ребенок становится “трудным”, кто он – трудный ребенок?
4.7. Успешный ребенок, что необходимо сделать родителю, чтобы ребенок был успешным;
4.8. Формирование образа жизни. Образ жизни человека – ключевой фактор, определяющий его здоровье. Профилактика аддиктивного поведения.
4.9. Конфликтная ситуация с ребенком, как взаимодействовать с ребенком. Причины конфликтных ситуаций. Формы поведения участников конфликта, методы выхода из конфликта.
Темы занятия меняются и дополнятся по запросу родителей (законных представителей).
Неоценимую помощь в реализации проекта «Родительская среда» оказывают специалисты органов системы профилактики республики в рамках межведомственного взаимодействия. Так, с темой «Охрана и становление репродуктивного здоровья девочек. Между нами девочками» принял участие клинический психолог Кризисного Центра охраны здоровья семьи и репродукции, координатор кабинетов медико-социального сопровождения беременных женщин, главный внештатный медицинский психолог Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Большой интерес у родителей вызывают темы «Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде», «Профилактика потребления наркотических средств несовершеннолетними», "Антинаркотическое воспитание и профилактика наркомании", "Электронные сигареты – ловушка для наших детей", подготовленные специалистами Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия, Управления по контролю за оборотом наркотиков по Республике Саха (Якутия).
Проект приобрел популярность среди родительской общественности республики, объявления об очередном лектории мгновенно разлетаются по различным пабликам в социальных сетях, передаются из группы в группу, сопровождаясь комментариями об обязательном участии.
«Родительская среда» показала свою результативность, родители активно включаются в разговор с лектором, задают интересующие их вопросы, несмотря на онлайн формат. Как правило, большую заинтересованность показывают не только родители детей раннего и дошкольного возрастов, но и родители подростков также интересуются и дают обратную связь.
За время реализации проекта проведено свыше 60 родительских лекториев с общим охватом около 3000 родителей (законных представителей).