Сергушкина Валентина Юрьевна
Организация прогулок в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.
Публикация «Организация прогулок в детском саду» размещена в разделах
Дети на игровой площадке осенью
Ежедневные прогулки способствуют повышению иммунитета детей
Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программами и придерживаются Федеральных государственных требований (ФГТ) к деятельности детей. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:
игровая;
коммуникативная;
трудовая;
познавательно-исследовательская;
продуктивная;
музыкально-художественная;
чтение.
Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГТ можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.
Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.
Задачи прогулок
Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
Оптимизация двигательной активности.
Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
Создание положительного эмоционального фона.
Приёмы (структурные компоненты) прогулки
Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят.
Дети наблюдают за весенними цветами на площадке
Посредством наблюдения дети знакомятся с окружающим миром
Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами соревнования в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.).
Дети идут, держась за руки, по траве, один мальчик сидит на корточках
Подвижные игры на прогулке — одно из любимых развлечений детей
Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок из природного материала и т. д.).
Трое детей идут по осеннему лабиринту из листьев
Творческие задания привлекают детей своей необычностью
Трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.
Дети во дворе с помощью лопаток убирают снег, воспитатель улыбается
Зимняя прогулка — время расчистки дорожек и площадки
Виды прогулок
Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:
На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).
В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике :
Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц, повторение правил дорожного движения).
Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной на каждое время года, чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду активности.
Дети идут по заснеженной тропинке в парке
Походы можно осуществлять на территории ДОУ в любое время года
Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости, он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и вовлекая к участию в подвижных играх.
Малыши гуляют на площадке с персонажами мульфильма «Маша и Медведь»
Дети с радостью откликаются на задания сказочных персонажей
Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка).
Дети играют с машинками на площадке с дорожными знаками и светофорами
Тематическая прогулка на неделе, посвящённой изучению ПДД, надолго запомнится ребятам
Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.
Дети в весенней одежде принимают участие в посадке дерева
Ребятам лучше запомнится прогулка, если они будут наблюдать результаты своего труда
Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.
Дети в зимней одежде выполняют спортивные упражнения, воспитатель показывает
Групповая зарядка зимой на свежем воздухе способствует закаливанию детей
Выносной материал для прогулок
Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.
Варианты выносного материала:
Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.
Две девочки и мальчик играют в песочнице
Игры в песочнице — один из любимых видов деятельности на прогулке у младших дошкольников
Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки.
Дети и воспитатель играют на улице в кегли
Игра в кегли всегда вызывает интерес у ребят
Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые, солнцезащитные очки, лупы.
Дошкольники стоят на улице с вертушками в руках
Вертушка — лучший инструмент для наблюдения за силой ветра
Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.
Дети граблями сгребают листья на садовом участке
Воспитанники подготовительной группы активно помогают взрослым в уборке территории
Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.
На скамейке разложены материалы для игр с водой: стаканчики, брызгалки, водяные пистолеты и др
Игры с водой — любимая летняя забава для детей всех возрастов
Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.
Мальчик раскрашивает снег в цвета радуги
Рисование окрашенной водой на снегу внесёт разнообразие в зимние прогулки
Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.
Организация прогулок в детском саду
Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7– 15 минут:
самостоятельная игровая деятельность,
индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
труд,
наблюдение,
двигательная активность.
Девочка стоит с веником в руках, другие дети играют с песком
Посильная трудовая деятельность детей на прогулке в ДОУ формирует полезные навыки
Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность, обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность. К подготовке пешеходной прогулки за пределы детского сада относится дополнительно составление плана маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Администрация ДОУ должна быть предупреждена об этой прогулке и назначает дополнительного сопровождающего для группы детей (старшего воспитателя, медсестру, кого-либо из родителей).
Таблица: картотека прогулок в разных возрастных группах
Тематика прогулок Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Знакомство с явлениями природы
«Ветер»,
«Облака».
«Облака и тучи»,
«Что такое погода».
«Наблюдение за солнцем»,
«Наблюдение за снегом и льдом».
«Солнце — источник тепла и света»,
«Снег: мокрый, пушистый, крупой»,
«Почему происходит смена дня и ночи?».
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
«Осенние листья»,
«Изучение сосулек».
«Приметы осени»,
«Наблюдение за весенним дождём».
«Что такое листопад»,
«Что такое метель».
«Первые заморозки»,
«Что такое оттепель».
Наблюдение за жизнью людей, общественной жизнью
«Наблюдение за автобусом/троллейбусом/трамваем»,
«Проезжая часть дороги».
«Наблюдение за работами на огороде»,
«Как работает шофёр».
«Как работает общественный транспорт»,
«Наблюдение за работой дворника».
«Наблюдение за специальным транспортом»,
«Воздушный транспорт».
Изучение представителей растительного и животного мира
«Наблюдение за кошкой/собакой»,
«Изучение строения деревьев».
«Наблюдение за берёзой/осиной/тополем»,
«Наблюдение за птицами».
«Наблюдение за пауком/муравьём»,
«Наблюдение за крапивой/одуванчиком»,
«Наблюдение за перелётными птицами».
«Наблюдение в огороде за овощами»,
«Хвойные и лиственные деревья»,
«Сравнительное наблюдение за птицами (вороной и голубем, воробьём и синицей)».
Правила взаимодействия человека с природой «Прогулка-поход по кольцевому маршруту на территории детского сада». «Прогулка в зимний лес». «Наблюдение за цветником/аптекарским огородом». «Наблюдение за грибами и ягодами на экологической тропе».
Правила безопасности на дороге «Наблюдение за движением автомобилей и пешеходов». «Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы».
«Наблюдение за светофором»,
«Наблюдение за пешеходным переходом».
«Наблюдение за работой регулировщика»,
«Наблюдение за пешеходами».
Развлекательные прогулки с персонажем «Изучаем с Чебурашкой цветы». «Играем с пасхальным кроликом». «Повторяем особенности перелётных и зимующих птиц с Серой шейкой». «Повторяем дорожные знаки с Весёлым светофором».
Воспитание любви к родному городу «Двор, в котором мы живём». «Улица нашего детства». «Наш район». «Любимый город/посёлок».
Трудовые акции «Уборка участка осенью». «Засаживаем цветник/клумбу». «Сгребаем снег и строим горку для всех». «Помогаем заливать каток».
Здоровье: создание мотивации для поддержания здорового образа жизни «На зарядку становись!». «Прогулка на пластиковых лыжах». «Как и зачем закаливать организм». «Наблюдение за тренировкой спортсменов на стадионе».
Составление конспекта прогулки
В конспекте прогулки воспитателем указываются образовательные задачи, используемое оборудование и выносной материал, место организации занятия (на территории или за пределами детского сада, подробно описывается проведение прогулки. По факту проведения прогулки рекомендуется вернуться к составленному конспекту и провести самоанализ занятия, отметив реализованные задачи и успешные этапы, выявить причины неудач и наметить способы совершенствования педагогической деятельности на прогулке.
Таблица: пример конспекта прогулки в средней группе
Название «Осеннее путешествие»
Задачи прогулки
Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью (часто идут дожди; созрели плоды и корнеплоды; дует холодный ветер и облетают листья с деревьев; улетают птицы в тёплые края).
Развивать и обогащать речь детей по теме, упражнять в умении подбирать к именам существительным прилагательные.
Способствовать развитию мелкой моторики, умения конструировать плоскостные картинки из природного материала (листьев).
Развивать трудолюбие и умение помогать взрослым.
Формировать способность реализовывать игровые замыслы и умение устанавливать взаимоотношения в игре.
Продолжать работу по формированию умения прыгать на двух ногах в длину с места, способствовать повышению двигательной активности.
Выносной материал и оборудование
Мнемокарты,
карты для дидактических игр,
грабли для уборки листвы с территории,
предметы для самостоятельной игровой деятельности.
Ход прогулки В. : Ребята, давайте сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Но сначала отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес).
В. : Сегодня мы отправимся в лес.
Мы сейчас в поход выходим.
По тропинке в лес заходим.
Руки за спину кладём.
И по брёвнышку идём (идут на носочках).
До чего трава высока (идут, высоко поднимая ноги) :
То крапива, то осока.
Ноги выше поднимай,
На траву не наступай.
А сейчас по кочкам
Прыжки на носочках (очень тихо идут на носочках).
Если с кочки упадёте,
То утонете в болоте!
Вновь мы стали на дорожку,
Постояли тут немножко.
Повернулись все кругом
И пустились бегом (бегут друг за другом).
Снова все в колонну встали
И знакомою тропой
Все отправились за мной!
В. : Вот мы и пришли на нашу полянку. Давайте вдохнём носиками, чтобы почувствовать запах Осени. Какой воздух? Чем он пахнет? (Ответы детей).
Золотом покрылось всё,
Словно в чудной сказке.
Кто принёс нам вот такие
Золотые краски? (Осень).
В. : А почему осень называют золотой? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Какая бывает осень?».
Игра «Следы осени» (по мнемотаблице) :
часто идут холодные и моросящие дожди;
солнце светит, но уже не греет;
дует холодный ветер, начался листопад;
в лесу пропали грибы и ягоды;
собран урожай грибов и ягод;
птицы улетают на юг.
В. : Ребята, смотрите сколько листиков на земле. Давайте походим по сухим листочкам и послушаем, как они шуршат.
Игровое упражнение «Шуршащие листочки».
Экспериментальная деятельность «Какими материалами можно шуршать?» (ткань, бумага и полиэтиленовая плёнка).
В. : Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Они укрывают всю землю тёплым, пушистым ковром. Этот ковёр защитит корни деревьев от лютого холода. Опавшие листья не мусор, они нужны деревьям! Давайте поиграем с вами в игру «Мы осенние листочки».
Мы листочки, мы листочки (машут листочками над головой,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул — полетели (разбегаются по площадке).
Перестал дуть ветерок (садятся в кружок,
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул (разбегаются по площадке)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели (приседают на корточки)
И на землю тихо сели.
В. : Ветер-шалунишка всю листву с деревьев перемешал. (Подходят к иве). Кто знает, как называется это дерево? (Ива). На какую геометрическую фигуру похожи листья ивы? (Овал). Какого они цвета? (Коричневые). Какой длины: короткие или длинные? (Длинные). Как называются листья ивы (Ивовые).
В. : Идём дальше. Какое это дерево? (Берёза). Какого цвета у него листья? (Жёлтые). На какую геометрическую фигуру похож лист берёзы? (На треугольник). Как называются листья от берёзы? (Берёзовые).
Дидактическая игра «Листочек, к дереву беги!».
Трудовая деятельность.
В. : Мы с вами поиграли. А теперь давайте уберём опавшую листву с участка. Ведь она мокрая и скользкая. И во время игр можно упасть! Соберём листву с участка. Перевезём её на тачках и перенесём в кучи. (Дети сгребают листву и перевозят на тачках).
Игровое упражнение «Через ручеёк».
В. : Пока мы трудились, прошёл небольшой дождик, и у нас на участке появился весёлый ручеёк. Скажите, ручеёк широкий или узкий? Нам надо через него переправиться! Как это мы сделаем? (Перепрыгнем, перешагнём.) Девочки встают около узкой части ручья, а мальчики — около широкой части ручья. (Девочки перешагивают ручеёк, а мальчики перепрыгивают).
Самостоятельная деятельность детей: игры «Семья», «Магазин», «Песочная кондитерская» и др. Во время игр проводится индивидуальная работа по развитию речи.
Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал…».
Индивидуальная работа по ФЭМП — «Пирамидка» (разложить листочки по величине).
Индивидуальная работа по художественно-эстетической деятельности — упражнение «Составь узор из листочков» (конструирование из осенних листочков плоскостных фигурок цветов, птиц, животных, рыб, насекомых).
В конце прогулки воспитатель говорит :
Куча листьев здесь лежит,
Кто-то листьями шуршит.
Из-под листьев —
Чёрный нос.
Кто иголками оброс?
Вы, конечно, догадались,
С кем мы с вами повстречались? (С ёжиком).
В. : Пока он ещё не уснул, закутавшись в листву, давайте с ним поиграем!
Хороводная игра «Ёжик».
В конце прогулки дети строятся парами и идут в группу.
Временной план прогулки
Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти структурных компонентов прогулки приходится 7–15 минут, остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность длится 6–10 минут в младшей группе (с увеличением на 5 минут для последующих возрастных групп, на вечерней прогулке — 10–15 минут для любого возраста воспитанников.
Дети в куртках стоят в кругу, держась за руки, на улице
В ненастную погоду время пребывания детей на свежем воздухе сокращается
Зимой при низких температурах и высокой скорости ветра длительность прогулок сокращается. В ненастные погодные условия прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомляемости детского организма.