Паршина Светлана Николаевна
Организация проектной деятельности ДОО и семьи по изучению истории малой Родины с целью формирования гражданских чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности ДОО и семьи
по изучению истории малой Родины
с целью формирования гражданских чувств
у детей дошкольного возраста
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя, в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги и родители.
Публикация «Организация проектной деятельности ДОО и семьи по изучению истории малой Родины с целью формирования гражданских чувств» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родной край, город. Проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
Дошкольники должны иметь представление о крае, в котором они живут, о людях, которые их окружают. У наших воспитанников малой Родиной является поселок Маслова Пристань.
Одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка. А также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Таким образом, нами была поставлена цель : организовать совместную проектную деятельность с родителями (законными представителями) по изучению истории поселка Маслова Пристань, которая будет способствовать формированию гражданских чувств у детей дошкольников.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
- создание условий для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на формирование гражданских чувств у дошкольников, путем приобщения к истории Родного края (поселка Маслова Пристань);
- формирование гражданских чувств у детей путем приобщения к истории Родного края (поселка Маслова Пристань) через проектную деятельность совместно с родителями;
- создание системы применения проектной деятельности, нацеленной на формирование гражданских чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к истории Родного края (поселка Маслова Пристань, которая охватит организацию организованной образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности педагогов с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей.
. Важным условием нашей деятельности было то, что мы должны хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности поселка. Мы заранее продумывали, о чем будем рассказывать детям и родителям, какие характерные признаки только для данной местности, будут выделять, доступно показывать связь родного поселка с районным центром и всей страной. В каждой местности есть свои территориальные особенности, живут люди, прославившиеся своей деятельностью или поступками. Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому для нас очень важно было правильно с точки зрения педагогики сделать выбор объектов, о которых следует рассказать детям и взрослым.
Свою работу мы начали с разработки перспективного плана организации проектной деятельности, в котором тематика проектов была направлена на формирование гражданских чувств у дошкольников, путем приобщения к истории Родного края (поселка Маслова Пристань). Перспективный план охватывал организацию организованной образовательной деятельности с детьми, в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей. При составлении перспективного плана мы учитывали особенности реализации образовательной программы детского сада, возрастных особенностей детей, требований СанПин к образовательной нагрузке, кроме этого предполагалось использование интегрированного подхода – включение сведений об истории поселка во все виды детской деятельности : познавательную, продуктивную, игровую.
Для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на формирование гражданских чувств у дошкольников путем приобщения к истории Родного края (поселка Маслова Пристань, были созданы соответствующие условия:
- оформлена выставка методической и художественной литературы, направленная на формирование гражданских чувств у детей;
- подготовлены материалы, отражающие историю поселка Маслова Пристань: журналы, газеты, летопись (в этом содействовали работники местной библиотеки).
- на краеведческом материале разработаны конспекты занятий, бесед; подобраны иллюстрации, дидактические игры, составлены рекомендации по оформлению развивающей среды в группе.
- оформлен патриотический уголок «Мой край родной» : символика России, г. Белгорода, г. Шебекино и Шебекинского района; фотоматериалы;
- дидактические игры «Найди свою улицу», «Что лишнее», «Найди по описанию» и др. ; русские народные сказки;
- фотографии поселка Маслова Пристань.
Продолжение нашей работы по организации проектной деятельности было направлено на формирование гражданских чувств у дошкольников.
Главной целью на этом этапе было через проектную деятельность сформировать у детей дошкольного возраста понятия: о членах своей семьи, их занятиях и взаимоотношениях, семейных праздниках, событиях; запомнить название поселка, в котором они живут, улицы, ближайшее окружение детского сада. Наша задача заключалась в подборе форм работы воспитателей с детьми, и родителями, правильной разработке этапов реализации проектов, оформлении итоговых продуктов проектной деятельности.
Каждый проект охватывал организованную образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и совместную работу детей и родителей. Например, в проекте «Моя семья», были организованы беседы с детьми о семье, о членах семьи, их занятии и взаимоотношении, организовано занятие по рисованию «Моя семья», дома детям с родителями нужно было оформить альбом «Моя семья», затем каждому ребенку самостоятельно составить рассказ о своей семье по своему альбому и рисунку. Итоговыми продуктами проекта стали : коллективное оформление плаката «Я и моя семья», альбомы с фотографиями «Моя семья», книжка-малышка с детскими рисунками «Моя семья».
Подобным образом, были организованы проекты «Семейные традиции», «Мой дом», «Моя улица», «Детский сад», «Наш посёлок».
«В рамках проектов были организованы следующие формы работы с детьми и родителями : рассказы воспитателей о поселке, о природе, показ иллюстрации; составлялись детские рассказы из личного опыта о членах семьи и доме, в котором они живут; чтение заранее приготовленных стихов о членах семьи; дети выполняли рисунки, аппликации на тему «Моя малая Родина», «Дом, в котором я живу», оформляли вместе с родителями фотоальбомы, плакаты.
Работа нашей деятельности становилась интересней с каждым днём. Были организованы экскурсии и целевые прогулки; знакомили детей с историй возникновения поселка Маслова Пристань, с названиями улиц, учреждений, их назначением, с деятельностью и ремеслом людей односельчан;
- экскурсии по улицам Шумилова, 1- Мая, Баталова, 72-я Гвардейская дивизия, Морская. После каждой экскурсии дети выполняли зарисовки, делились своими впечатлениями;
- целевые прогулки к Масловопристанской школе, почте, амбулатории, спортивному комплексу, дому культуры, детской школе искусств;
- занятия, на которых дети познакомились с Масловопристанскими мастерами по лозоплетении, по дереву: резьба, поделки из корней; узнали, что в поселке есть цементный завод;
- рассказы для детей об истории поселка Маслова Пристань (с показом презентации, о Микуле Маслове – основателе поселка;
-праздник «Михайлов день», дети узнали, что этот праздник является престольным для односельчан, узнали о традициях его празднования.
- совместно с детьми и родителями оформляли макеты улиц нашего поселка, собирали фотографии учреждений поселка.
- «Маслова Пристань – мой край родной», в результате многочисленных экскурсий дети узнали о природных особенностях нашего поселка: водохранилище, сосновый бор, луг, в результате воспитатель с детьми оформили альбом о природных особенностях поселка (фотографии, детские рисунки);
- «Этих дней не смолкнет слава», через целевые прогулки и экскурсии дети узнали о памятниках, в честь погибших солдат в годы Великой отечественной войны, также был оформлен фотоальбом;
- в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, воспитатели, дети и родители, приняли участие в мероприятии «Бессмертный полк». Дети и родители приносили фотографии своих родных и близких людей, которые приняли участие в войне, были оформлены планшеты для участия в митинге к вечному огню (на праздник «День Победы»). Каждому родителю нужно было составить рассказ о своих родных.
На территории детского сада воспитателями детьми и родителями был оформлен тематический уголок «Моя малая Родина», с фотографиями поселка Маслова Пристань. Для организации занятий были разработаны тематические материалы, конспекты познавательных занятий «Природа нашего края», «Наш поселок – Маслова Пристань», «Легенда о поселке», «Вечная память героям», «Маслова Пристань. Наши дни».
В завершении нашей проектной деятельности совместно с детьми и родителями было оформление «Летописи о Масловой Пристани», которая необходима в работе с детьми.
Были организованы следующие мероприятия:
- мастер-класс «Организация проекта с детьми и родителями»;
- семинар-практикум «Патриотическое воспитание дошкольников на материале истории Родного края» ;
- педсовет «Воспитание маленьких патриотов», «Дошкольнику – об истории Родного края», на который были приглашены родители;
- консультации «Организация целевых прогулок, экскурсий с детьми дошкольного возраста», «История поселка Маслова Пристань», «Как организовать работу с родителями по формированию гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста»;
- анкетирование родителей, с целью выявления их заинтересованности в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Реализация проектной деятельности показала, что развитие у современных дошкольников представлений о родном крае, отношение к событиям его прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых — родителей и педагогов. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содер-жание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.