Ольга Чильчигешева
Организация предметно-пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-пространственной среды в группе
Согласно ФГОС ДО предметно - пространственную среду формирую с учетом следующих принципов:
Насыщенность среды: соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы. Игровое пространство разделила на центры активности, которые равномерно распределила по всей группе. Наличие разнообразных материалов в центрах, позволяет организовать, как совместную, так и самостоятельную деятельность. Учитываю индивидуальные особенности детей, применяю игры разного уровня сложности. В группе есть материалы учитывающие интересы девочек и мальчиков, что способствует гендерному воспитанию. В интерьере группы размещаю коллажи, аппликации, композиции, созданные детьми, педагогами, родителями, а также элементы подвесной среды. Во время организации проектной деятельности, совместно с родителями создавали мини-музей «Камня», «Насекомых», «Народных игрушек», макеты природных зон, пополнили центры литературой, нетрадиционным спортивно-оздоровительным оборудованием, шумовыми музыкальными инструментами, атрибутами к театральным и сюжетно-ролевым играм. Организованное таким образом среда побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды в группе» размещена в разделах
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды. Высоту мебели (столов, стульев) в группе легко изменяю, в соответствии с ростом ребенка. Легкая мебель, ширмы, мягкие пуфы позволяют преобразовать групповое пространство в соответствии с инициативой и настроением детей. Например, если в средней группе во время «Театральных недель», используя переносную ширму организовывала театральные игры в удобном по выбору детей месте, то в подготовительной к школе группе дети самостоятельно выбирали место и тему для организации нескольких постановок, используя раздвижные ширмы, рулонные перегородки и легкую мебель. Систематически изменяю среду в соответствии с тематическим планированием, в зависимости от интересов, инициативы детей. Используя данный подход, детям предоставляется возможность реализовывать свои замыслы, проявлять активность при создании игровой среды.
Полифункциональность материалов позволяет детям гибко использовать элементы развития предметно-пространственной среды в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры. Использую различное модульное оборудование, которое наряду с ширмами, физкультурным оборудованием, предметами-заместителями открывает множество возможностей для организации детской деятельности. Переносные раздвижные перегородки дети используют для организации сюжетно-ролевых игр. Атрибуты для данного вида игр («Супермаркет», «Почтамт», «Салон красоты» и др.) находятся в эстетически оформленных промаркированных коробках, что позволяет детям выбирать пространство и сюжет игры по желанию. Наличие природных материалов предполагает возможность использования их в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей. Дети с интересом используют макеты-заготовки. Например, для макетов природных зон («Саванна», «Антарктида», «Лесная поляна») дети, в соответствии с игровым замыслом, выбирают как готовые наборы игрушек, так и самостоятельно изготавливают предметы растительного и животного мира из пластилина, бумаги, природного материала. Передвижные напольные макеты, изготовленные совместно с родителями «Дом» (в 2015г., «Дорожное движение», «Космическая ракета» удобны в обращении, доступны детям для свободного выбора познавательной и игровой деятельности. Дети в группе часто используют материалы и оборудование в собственной интерпретации, что способствует развитию их воображения и знаково-символической функции мышления.
Вариативность среды обеспечивается наличием в группе различных пространств для игры, уединения, познавательно-исследовательской деятельности. Вся предметно-развивающая среда сконцентрирована в созданных мною центрах активности: «Волшебные страницы» (чтения литературы, «Черепашки» (сенсорный, «Цветные ладошки» (художественно-эстетический, «Почемучки» (познания, «Здоровейка» (спортивно-оздоровительный,, «Домик-гномик» (релаксации, игровой и др. ; насыщение центров расширилось в соответствии с возрастом детей, добавлены центры «Безопасность», «Зеленая планета» (науки и природы, «Моя Родина» (краеведения); центры пополнились материалами и оборудованием, сенсорный центр преобразован в «Лабораторию Фиксиков» (исследовательский, в игровом появился центр «Профессии» (начальной профориентации, а музыкальный, театральный, художественно-эстетический объединила в «Академию талантов». Оборудование и материалы в центрах располагаю по тематическому принципу, по мере необходимости изменяю и дополняю. Вариативность среды зависит от сезона, изучаемой темы, образовательного события, праздника и пр. Благодаря активному участию детей и родителей в проектной деятельности, в группе появились материальные результаты проектов, это сменяемые фотовыставки («Вот мы какие», «Радость - это…», мини-музеи, тематические («Дары осени», «Витаминная страна и др.) и индивидуальные выставки детей. Периодическая сменяемость игрового материала обеспечивает свободный выбор детей, стимулирует их игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность.
Доступность среды обеспечивается свободным доступом к игрушкам, материалам, пособиям, которые расположены на уровне глаз детей, в свободном доступе для их использования. Кроме развивающих центров групповой комнаты, дети свободно передвигаются в спальню, где находится центр релаксации, в комнату гигиены, где есть доступ к воде (для организации экспериментирования и игр с водой). Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования придумала специальную маркировку, которая понятна детям и помогает им размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места. Такой подход обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Исключаются игрушки, несущие вред психическому и физическому здоровью детей. Материалы не токсичны, все детали, элементы закреплены в соответствии с требованиями, соответствуют возрасту детей; обрабатываются дезинфицирующими средствами; отсутствуют острые, травмоопасные элементы. Для обеспечения принципа безопасности в группе совместно с детьми разрабатываю правила поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей. Например, «Поиграл - убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем».